ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 851 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей Иовенко
    Ну и написали бы негритянка, а то масло маслянное, афроафриканка, вообще на почве толерантности у кого то мозги набе...Как понять коренн...
  • Сергей Иовенко
    Да, похоже автор знаком только с цифровой технологией и понятия не имеет что такое выдержка, диафрагма, чувствительно...Потерянная истори...
  • Traveller
    Назвать "ярким запахом" ту вонь, которую издаёт сбраживаемая в одной и той же бочке ГОДАМИ!!! капуста, это "шедевраль...Эти странные инос...

Постцусимский погром

Постцусимский погром

Начать надо с командующих Тихоокеанским флотом – такую должность получали поочередно Макаров, Скрыдлов и Бирилев. Первый – погиб, второй...

Н. И. Скрыдлов


Николай Илларионович Скрыдлов – фигура противоречивая. В Порт-Артур он не успел, это факт. Прорываться туда он не захотел, это тоже факт. Но поруководить с берега действиями ВОК успел, и поруководил неплохо. Ну и приобрел неплохой опыт командования во время войны. Но опыт этот оказался невостребованным – 20 декабря 1904 года Скрыдлова отзывают и назначают в шарашкину контору членом Адмиралтейств-совета и в Императорское общество спасения на водах. В 1906 году его, правда, вспомнили: в условиях революции на Черное море нужен был знающий и жесткий командир. Но в 1907 году адмирала выкидывают в отставку с мундиром и пенсией. В 1918 году он умрет в Петрограде в голоде и нищете. Могила утрачена. Знания и опыт одного из лучших моряков России оказались невостребованными: чистая политика, кто-то же должен был уйти, и эти кто-то – те, кто принял участие в войне.

А. А. Бирилев


Бирилев Алексей Алексеевич, строго говоря, флотом не командовал. Он был назначен на должность 8 мая 1905 года, и прибыл во Владивосток, чтобы узнать о Цусиме. Той самой Цусиме, в подготовке которой есть и его вина – именно он отвечал за снаряжение Второй и Третьей эскадр.


Но, в отличие от тех, кто стоял на мостиках и терял жизнь и здоровье, Бирилев сделал карьеру – стал морским министром Империи сразу после возвращения с Дальнего Востока 29 июля 1905 года. Ничем особым на посту он не отличился, а его реформы были крайне фрагментарными и непоследовательными, и в начале 1907 года ушел в отставку, занимаясь дальше политикой в Госсовете до самой смерти в 1915 году.

Похоронен на Никольском кладбище, могила, как водится, не сохранилась.

Воевавший Скрыдлов – в спасении на водах, не воевавший Бирилев – министр.

Эскадрами успели покомандовать и остаться в живых – Старк, Вирен, Безобразов, Рожественский и Небогатов.

С последним ясно – сдача в плен и суд.

З. П. Рожественский


С Зиновием Петровичем, в принципе, тоже – оставить его на официальном посту после Цусимской катастрофы было невозможно, тем не менее попытка такая была, и уволен в отставку с должности начальника ГМШ Рожественский только 6 февраля 1906 года. За отведенное ему время он ратовал за постройку линкоров, усиление противоминной артиллерии до 120 мм, за широкие реформы во флоте...

Все это не пригодилось никак, и адмирал после суда просто доживал, умерев в 1909 году, проклинаемый Россией за то, в чем его вина минимальна. Могила, как обычно, не сохранилась. А знания и опыт организатора беспримерного похода и участника самого большого на тот момент морского сражения оказались невостребованными.

К нему можно относиться по-разному, но не использовать хотя бы в качестве консультанта и не подготовить обобщенный труд по опыту организации перехода и подготовки к сражению... Нужен был крайний, его нашли, что и отразили где только возможно: от документов и до публицистики.

П. А. Безобразов


Безобразов Пётр Алексеевич, лично водивший ВОК в боевой поход, вроде пошел на повышение, но... Старший флагман Балтийского флота после ухода эскадры Рожественского звучит издевательски, а врио начальника ГМШ до возвращения Зиновия Петровича – это должность чисто техническая.

Почему он не повел Вторую эскадру, в принципе, ясно – онкология, человек доживал, правда, успел побыть председателем суда над цусимцами и в том же году умер. Могила традиционно не сохранилась.

Что сказать? Человек сделал все, что мог.

О. В. Старк


А последний адмирал, командовавший эскадрой – Оскар Викторович Старк – еще один пример крайнего и виноватого за все. Вина его в слабой подготовке Первой эскадры – минимальная, если не нулевая: сколько денег давали, так и подготовились. Не он настроил корабликов, но не нашел денег на док. Не он придумал вооруженный резерв, не он запретил не поддаваться на провокации путем установки противоминных сетей. Он, географ-исследователь, участник Русско-турецкой войны, блестящий знаток Дальнего Востока, просто был смещен и стал антигероем Порт-Артура, который, с точки зрения общества, проспал и развалил все. А в 1908 году человека, именем которого названы бухта и пролив, и вовсе выбросили в отставку.

Почему его опыт и знания не пригодились ни во время войны, ни после? Большая загадка.

Р. В. Вирен


Ну и Роберт Николаевич Вирен, блестящий командир крейсера, но человек, ставший командиром того, что осталось от Первой Тихоокеанской, во многом случайно и ничем особо не блеснувший: ни до, ни после. Все-таки Кронштадт – это учебка, для которой более чем пригоден человек с подобной характеристикой:

В высшей степени дисциплинарен и исполнителен. Отличный морской офицер, знающий и любящий морское дело. При отправлении службы очень строг и требователен, большой педант. Мало доверчив к своим подчинённым офицерам. Очень заботлив о своём судне равно как и о подчинённых ему чинах.

Но как флотоводец он не состоялся. И состоятся не мог – прыжок с командира крейсера в командующие блокированной и избитой эскадрой просто так не проходит, да и таланты...

Исполнительность хороша для подчиненного. Тем не менее, в отличие от многих, он не пропал и удержался в обойме.

Младшие флагманы


С младшими флагманами гораздо интереснее: командующий ВОК Иессен, командующий отрядом крейсеров Второй эскадры Энквист, младший флагман Первой эскадры Ухтомский – все вылетели в отставку.

Иессен, который единственный провел относительно успешный бой против японцев (все-таки потерять только «Рюрик» в тех условиях – почти победа), сразу же по возвращению на Балтику схлопотал выговор, а потом – отставку.

Энквиста всерьез подумывали судить... За спасение трех крейсеров и то преступление, что, в отличие от Небогатова, он подумал головой и поступил правильно. Но в итоге – просто отставка.

Ухтомского просто сначала в распоряжение Алексеева, а потом – отставка.

Единственный, кого миновала чаша сия, и то ненадолго – организатор минной обороны Порт-Артура Михаил Фёдорович Лощинский. Претензий к нему никаких, наоборот. Но – отставка в 1908 году, в аккурат то же время вылетел в отставку и командир Владивостокского порта Греве...

Постцусимский погром

Были примеры и противоположные, точнее – пример. Это адмирал Григорович, который с командира порта за шесть лет допрыгнул до морского министра, не побывав ни в одном морском бою, но будучи хорошим хозяйственником.

Остальные наши флотоводцы Великой войны – в Русско-японскую максимум командиры кораблей второго ранга. Среди них было множество блестящих моряков, но ускоренные карьеры на пользу не идут. А выбивание целого поколения адмиралов в угоду общественному мнению – тем более.

Откинем Рожественского, хотя, как по мне, его опыт был для флота бесценен, особенно такой опыт и купленный такой ценой.

Но чем провинились другие?

В отставку выкинули даже большую часть переживших Цусиму командиров кораблей – хотя чем провинились тот же Добротворский, Шведе (старший офицер «Орла»), Озеров (командир «Сисоя Великого», назначен... командиром плавмаяка), Попов (командир «Владимира Мономаха», назначен главой лоцманской службы)?

По сути, после погрома Русско-японской, когда флот потерял в боях большое количество адмиралов и офицеров, произошел второй погром, уже постреволюционный, когда нашли виновников Порт-Артура и Цусимы.

Нашли, понятно, не в Петербурге, а среди тех, кто вел в бой эскадры и корабли, кто получал раны и рисковал жизнью. Чем нанесли по флоту удар, не хуже Цусимского, во многом прервав преемственность поколений. Вместо объективного изучения проблем попросту нашли крайних и назначили героев, в число которых зачастую попадали люди без особых способностей.

Все это повлияло и на восстановление флота, и на дисциплину, и на события времен революции. Но это ничего, политика победила здравый смысл. Ну не Алексея Александровича же было судить, на самом-то деле? И не роль же будущего страстотерпца Николая Александровича освещать?
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх