ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 763 подписчика

Свежие комментарии

  • Не Он
    Таких моментов не 3, а очень много! Ясно одно: людям медно-бронзового века подобное строительство было не под силу. Н...3 момента из древ...
  • Pciha Ivanova
    Остается один вопрос: Когда "наше племя славяно-русов" Черное море копало?Откуда предковый ...
  • александр пасечник
    ...великолепные..сказочные работы...Завораживающие пе...

Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

Кто не видел эту картину И.И.Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии"? Как-то вроде не вяжется с обычным представлением о мачтовом лесе, вот таком:

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

Но не будем торопиться. Время мачт-однодеревок кануло в Лету с началом строительства крупных кораблей. Никакое природное дерево не могло иметь требуемое соотношение толщины ствола и его высоты при том, что наличие сучьев не допускалось. Да и вообще, цельное дерево, особенно в условиях, в которых находятся корабельные мачты - непрерывные смены температур и влажности, постоянные изгибающие нагрузки, - склонно растрескиваться.

Пришло время составных мачт. Вот так она могла выглядеть в поперечном разрезе:

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

Подобным образом собиралась нижняя часть мачты, называвшаяся колонной. Выше могла крепиться стеньга, а при необходимости ещё выше располагалась брам-стеньга и даже бом-брам-стеньга, четвёртый этаж мачты. Колонна скреплялась обвязками из троса под названием вулинги и деревянными бугелями. Позже вулинги заменили металлическими бугелями.

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.

Но мачты мачтами, а ведь корпус судна и палуба требуют массу досок и тоже "без сучка, без задоринки". Как думаете, эти стройные деревья годятся для такой цели?

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

А приглядитесь-ка, сколько сучьев видно на стволах. Нет, это не корабельный лес. Поэтому так ценились настоящие рощи вот таких деревьев и безжалостно вырубались, вот и всё, что осталось:

 
Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов

Да и рубить-то следовало не в любой день, считалось, что заготавливать строевой лес следует в период новолуния, иначе он будет подвергнут гниению, ну и само собой, рубка проводится зимой, когда прекращается сокодвижение. Настоящая мачтовая сосна должна была иметь в диаметре не менее полуметра, кроме того учитывалось положение дерева относительно сторон света, ибо с северной стороны дерево получает меньше света и тепла, поэтому структура формируется более плотной и мелкослоистой, идет на строительство наиболее важных деталей.

Корабельные сосны были трёх сортов - жёлтые, красные и белые. Это конечно терминология корабелов, названия происходят из-за оттенка древесины. Это могут быть даже деревья одной породы, но произрастающие в разных условиях и на различных почвах. 
Жёлтая имеет лёгкую и упругую древесину, идёт в основном для изготовления рангоута - это мачты, реи и их составляющие. Красная отличается повышенной плотностью древесины, идёт на обшивку корпуса, настил палубы. Белая шла на леса при постройке судна и изготовление различных изделий корабельного снабжения.

Но что мы всё о соснах - а как же дуб? Это благородное дерево едва ли не больше всех пострадало от развития судостроения. Англичане начали массовое строительство флота с бука, но буки закончились уже к 1600 году, Британия - это вам не бескрайная тайга. И тогда взялись за дубы, но и английские дубы были вырублены почти подчистую уже к 1660 году.

Пришлось эту древесину импортировать. Но почему именно дуб? Помимо своих прочностных характеристик, благодаря которым дуб служил для изготовления основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бимсов и т. д., - дубовая древесина пропитана такими веществами как танины или дубильная кислота, что препятствовало гниению дерева. Правда, из-за этого нельзя было в качестве крепежа использовать железо, которое быстро ржавело, а только медь или если и железо, то оцинкованное.

Оказалось, что британский дуб был самым лучшим, полноценной замены ему найти не удалось, в том числе и потому, что содержание танинов в нём было самое высокое. Сравните-ка сроки службы судов построенных из дуба различных стран:

  • Американский дуб — 10 лет.
  • Русский казанский дуб — 10 лет.
  • Французский дуб — 15 лет.
  • Польский дуб — 15 лет.
  • Немецкий дуб — 15 лет.
  • Датский дуб — 20 лет.
  • Шведский дуб — 20 лет.
  • Английский дуб — 25 лет.
  • Самый лучший английский дуб — 40–50 лет.

Когда Пётр I взялся за строительство флота, были введены строгие правила: все породы деревьев, пригодные для судостроения, в частном порядке рубить было запрещено. "А буде кто сему указу станет чинить противно, - читаем в указе 1703 года, - на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь..." а "кто рубить прикажет, помещик или приказчик и тех самих, вырезав ноздри и учинив наказание, посылать в каторжную работу...".

Запрещено было даже покойников хоронить в колодах, выдолбленных не только из дуба, но и сосны, а гробы делать только из досок. Стоит заметить, что конкретных документов о вынесении смертных приговоров за нарушение указа 1703 года обнаружить в архивах не удалось.

Частично дуб старались заменить, (те, у кого была возможность) тропическим тиковым деревом. Прочность его была аналогичной дубу, но танинов оно не содержало, поэтому подвергалось гниению и червоточине, так что его использовали там, где постоянно с водой оно не соприкасалось.

Так же для замены дуба применялась лиственница. Хотя она и уступала дубу по прочности, но превосходила в этом плане сосну, так же не гнила и трудно возгоралась. Обычно из неё делали прямолинейные детали, а также шла на подкладку под броневые листы.

Другие деревья - ель, красное дерево, ясень, акация - использовались в тех случаях, когда могли заменить дуб или сосну: трапы, люки, рамы, шлюпки, мебель и тому подобное.

Я сгоряча хотел было и устройство мачты описать, но понял, что это на пару отдельных статей потянет, так что воздержимся пока :)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх