ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 851 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей Иовенко
    Ну и написали бы негритянка, а то масло маслянное, афроафриканка, вообще на почве толерантности у кого то мозги набе...Как понять коренн...
  • Сергей Иовенко
    Да, похоже автор знаком только с цифровой технологией и понятия не имеет что такое выдержка, диафрагма, чувствительно...Потерянная истори...
  • Traveller
    Назвать "ярким запахом" ту вонь, которую издаёт сбраживаемая в одной и той же бочке ГОДАМИ!!! капуста, это "шедевраль...Эти странные инос...

Снохачи, бобыли, братаны - дикие традиции и родство в русских деревнях

Любителям повздыхать о дивной, чистой и прекрасной патриархальной Руси, которую мы потеряли, нижеследующий текст крайне не рекомендуется к прочтению. У нас вообще любят идеализировать прошлое — это национальная черта. Славянофилы вспоминали о прекрасных допетровских временах, сейчас грезят о Российской империи, а, порой, вспоминают добрым словом и дохристианский период. Однако, всё ли из тех патриархальных традиций мы хотели бы вернуть?

Кадр из фильма "Жила была одна баба"
Кадр из фильма "Жила была одна баба"

Снохачество

Оспаривать факт этого явления и его распространённость – дело бессмысленное. Уже в конце XIX века, когда мир менялся, крестьяне стремительно перекочёвывали в города, распространялась грамотность и т.д., описания постыдной традиции снохачества имелись в каждой губернии. Где-то оно критиковалось, где-то воспринималось в штыки, где-то вообще считалось нормой, но было везде.

Смысл традиции очень прост. Крестьяне веками жили большими семьями, где под одной крышей находились три поколения. Отец семейства женил своих сыновей поскорее — лет в 12-13, чтобы привести в дом новую работницу. Причём девушек стремились брать постарше, чтобы могли справляться с любой работой по хозяйству, то есть в возрасте 16-17 лет.

Картина В. Е. Маковского «Свёкор», 1888 год
Картина В. Е. Маковского «Свёкор», 1888 год

Однако отцы семейства искали себе и другую выгоду. Пока сын мал и объективно не может жить полной семейной жизнью, его женой (своей снохой) пользовался свёкор. Когда же тот подрастал, то хозяин дома мог на правах старшего отправить его на заработки в город, чтобы не мешал наслаждаться приятным обществом.

Истоки этой гнусной традиции уходили корнями то ли в рекрутчину, то ли были ещё древнее, но ясно, что нормальной жизни у несчастной девушки не было. Юридически снохачество было запрещено и влекло за собой тяжёлое наказание: вплоть до ссылки в Сибирь. Однако неграмотные крестьянки об этом зачастую не догадывались, но даже если бы и знали, всё равно не имели особых шансов на справедливое решение суда.

Крестьянская семья из Тамбовской губернии
Крестьянская семья из Тамбовской губернии

Поначалу свёкор мог добиваться своего ласками, подарками или обещаниями дать по дому более лёгкую работу. Если снох было несколько, мужчина, порой, устраивал между ними конкуренцию. Облегчая жизнь жене одного сына, он наоборот создавал невыносимые условия для другой, заставляя её стать более сговорчивой.

Если же девушка оказывалась стойкой и оставалась верна мужу, в ход шли побои, запирание в холодном погребе или самое подлое средство. Когда сын возвращался домой, отец рассказывал, что пока тот был в городе, его жена крутила шашни с другим мужчиной. Обманутый муж мог избить невиновную женщину до полусмерти, выгнать из дому в чём мать родила, обесчестив перед всей деревней.

Художник В.М. Максимов, "Семейный раздел"
Художник В.М. Максимов, "Семейный раздел"

Если же правда вскрывалась, то доходило и до убийств. Однако, снохачество просуществовало несколько веков и исчезло только тогда, когда браки стали более поздними, а молодые начали жить не в общем доме с родителями мужа, а отдельно.

Забытые слова

Чаще всего такой тяжёлый удел выпадал на долю женщины, мужа которой забривали в рекруты. Надеяться ей было не на что, и она часто «шла по наклонной», попросту не доживая до возвращения супруга. Впрочем, и мужчине тоже никто не завидовал. Воинская служба продолжалась 25 лет и тот, кому удавалось вернуться в родную деревню, был в ней уже особо никому не нужен.

Поскольку молодых невест за него никто не отдавал, то отслуживший солдат должен был либо искать жену старше 40 (несколько веков назад крестьянки в этом возрасте были настоящими старухами), либо оставаться навсегда холостым. Таких людей, которые выбирали одинокую жизнь, и называли бобылями.

Художник Василий Перов, "Гитарист-бобыль" (1865)
Художник Василий Перов, "Гитарист-бобыль" (1865)

Слово «братан» сейчас является просто разговорным синонимом «брата», но ещё век назад оно означало другого родственника, которого мы теперь зовём племянником. Если же у брата рождался не сын, а дочь, то её звали «братана». А вот наименование «племяш», тоже приобретшее сейчас характер разговорного, прежде носили вообще все родственники – то есть те, кто были с человеком «одного племени».

Интересно, что названия многих степеней родства дошли до наших дней упрощёнными. Допустим, сейчас брат любого из родителей для ребёнка будет считаться дядей, а ещё век назад наименования отличались: брата матери называли «вуя», а брата отца – «стрыя».

Ещё одно затерявшееся в веках слово - «ятровка». Так называли жену брата мужа. Сейчас мы используем более универсальное слово «невестка». Зато уцелело название «золовка», в котором недвусмысленно слышится корень «зло». Так называли сестру мужа, от которой молодой жене часто доставалось много неприятностей.

Художник Василий Максимов, "Лихая свекровь", 1893 год
Художник Василий Максимов, "Лихая свекровь", 1893 год

Есть и много других устаревших наименований родства. Изучать их забавно, интересоваться своей историей вообще полезно, но надо помнить, что тот далёкий патриархальный мир был совсем не идеальным.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх