ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 772 подписчика

Свежие комментарии

  • Марина бОБРОВСКИХ
    Удивительная история, но я вам верю. Интересно было читать, спасибоЧеловек в чёрном
  • Борис Николаевич
    Поставил атору минус за его употребление мерзкого англосаксонского слова "дайвер"! Правильно употреблять в русском я...Плавание в шампан...
  • Владимир Eвтеев
    Мёртвых языков тысячи, а не только эти пять. Лувийский, мидийский, мизийский, хеттский, хаттский, шумерский, лиди...Не только латинск...

Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд" - 1 часть

 Ольга Тонина. Александр Афанасьев.     

Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд" - 1 часть

  Описание рейда германского тяжелого крейсера "Адмирал Шеер" в Карское море в августе 1942 г. и его отражение всегда занимало у советских историков особое, почетное место. По их мнению, героический бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков" и оборону Диксона можно без преувеличения назвать подвигами, которые навсегда останутся событиями, о которых говорят "потомству - в пример!". Однако многие детали произошедшего, особенно взгляд противной стороны, остались "за кадром". Нынешние российские историки грешат другой крайностью - в своем стремлении заработать зеленые бумажки с портретами мертвых американских президентов они через слово готовы кричать "Хайль Гитлер!", и сплошь и рядом пишут про громкие победы белокурых рыцарей Третьего Рейха. Безусловно, такое положение вещей мешает правильно понять, что же на самом деле произошло в суровых северных водах. Тем более, что истина в данном вопросе находится отнюдь не по середине.   * * *     Рузвельт ненавидел Сталина и СССР не меньше чем Гитлера. Но еще больше чем вышеперечисленных он ненавидел тех, кто обманывает и унижает США. Разгром конвоя PQ-17 организованный "бывшим военным моряком" Уинстоном Черчиллем именно этим и являлся.

Это был циничный плевок в сторону американской нации. Причем речь шла не о людских и материальных потерях - на войне это неизбежно. Речь шла о политических потерях. Конвой PQ-17, выражаясь словами большевистского Сталина, "проср...ла" Англия, своим страхом перед "Тирпицем", но тень от этого поступка падала не только на Англию, но и на США. Вместе с Англией, слабыми оказались и США, и нейтральные страны, которые были готовы открыть рынок для американских товаров, или были готовы вступить в войну и воевать американским оружием, теперь колебались - а это потеря возможной прибыли, возможных рабочих мест, потенциальных рынков сбыта товаров. Причем речь шла о таких объемах и суммах, что потопление десятка конвоев PQ-17 в сравнении с этим мелочь. Подлый Черчилль, с началом Второй мировой войны, выступив в роли униженного просителя у Америки, видимо забыл, кому он обязан тем, что его туманный Альбион не вымер с голода, и начал вести свою любимую политику - отодвигать всех союзников на вторые роли и приписывая все заслуги себе, а поражения переписывая или деля с союзниками. Такого Англии простить было нельзя. Конечно, сейчас война и США с Англией - союзники, но...

Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд" - 1 часть

Есть другие методы. Пора ставить Британию на место. Англичане должны понять, что время их владычества уже закончилось. Да, американцы не имеют боевого опыта, но ведь сами англичане не дают его приобрести! Кто отправил в мусорную корзину десятки планов десантных операций и открытия Второго фронта в Европе в 1942 году? "Бывший военный моряк" - Уинстон Черчилль. У США нет военного опыта, десантная операция не возможно, Мальта сейчас важнее...Хватит! Пора приобрести свой опыт! Без этих странных учителей.   * * *   Сталин ненавидел Гитлера и фашистскую Германию больше чем детей Арбата и кухонного оппортуниста Солженицына.   Сталин ненавидел Рузвельта и США за то, что они привели к власти Гитлера и вооружили Германию. (Большинство двигателей на немецких самолетах, танках - американской разработки, искусственное топливо, искусственный каучук - тоже американские технологии. Автомобильные заводы Форда - есть и в Германии.)   Сталин ненавидел Черчилля и Англию за то, что Англия сначала сдала Гитлеру всю Европу, а затем натравила Германию на СССР. К сожалению, он узнал о существовании секретного приложения к Мюнхенскому договору 1938 году слишком поздно. По этому протоколу Англия и Германия делили между собой всю Европу, включая территорию СССР. Информация об этом документе поступила от агентов Молотова, который сменил на посту Меера Валлаха Литвинова (похоже, что покойный Меер Валлах был завербован британцами еще в 20-е годы). А затем перелет Гесса в Англию, в мае 1941 года, с неизвестным пассажиром для утверждения плана "Барбаросса". Эх, если бы Вячеслав занял этот пост раньше! Тогда вполне возможно, что помимо факта подписания Гитлером и Черчиллем плана "Барбаросса" удалось узнать и направления немецких ударов! Кто ж знал, что немцы не испугаются болот Полесья, и главный удар будет в центре, а не на юге, как его уверял покойный Павлов. Но сейчас и Рузвельт и Черчилль были его союзниками. Фиговыми, но союзниками, и выбирать не приходилось. А СССР нужны были боеприпасы и военная техника, и Сталин бомбардировал телеграммами Рузвельта и Черчилля. Последний отвечал стандартно - Англия не может - Мальта в опасности, Египет в опасности, бессмертный "Тирпиц", люфтваффе, великий, ужасный и непобедимый Роммель.   Что касается Рузвельта, то просьба Сталина пришла к нему очень и очень своевременно. Ему нужен был повод, чтобы щелкнуть по носу англичан, и большевистский вождь Сталин, ему этот повод предоставил. После разгрома конвоя PQ-17 британское Адмиралтейство категорически отказалось вести конвои в Северную Россию. Правительство Его Величества сообщило русским, что все последующие поставки будут направляться через Персидский залив. Сталин резко критиковал это решение и потребовал от Вашингтона срочно доставить авиационные боеприпасы, которых уже не хватало, и электронику. Рузвельт, получив телеграмму от Сталина, произнес: "Вот ты и спекся "бывший военный моряк"!". Хотя и Рузвельт и американские военные публично бравировали своей храбростью, но в душе они сильно нервничали - отпиаренный лично Черчиллем непобедимый "Тирпиц" их сильно пугал. Но нация торгашей и банкиров, решившая поиграть в моряков, по старой привычке решила все подсчитать и просчитать. Спешно собранные аналитики выдали результат - шансы встретить "Тирпиц" за время перехода будут гораздо ниже шансов забеременеть в нью-йоркской подземке. И Рузвельт дал добро на проведение операции "Неторопливый бег" Правительство приказало флоту доставить эти грузы в Россию.   Так началась операция "Неторопливый бег". Для нее было сформировано специальное оперативное соединение из тяжелого крейсера "Тускалуза" (капитан 1 ранга Н.Ч. Джиллет) и эсминцев "Эммонс" (капитан-лейтенант Т.Ч. Раган) и "Родмен" (капитан-лейтенант У.Г. Мишле). Они должны были доставить требуемые грузы в Россию, и попутно доказать, что Черчилль лжет насчет вездесущих и смертоносных "тирпица", люфтваффе и "волчьих стай".   12 августа 1942 года груз был получен в Гриноке. "Тускалуза" приняла на борт около 300 тонн. Эсминцы приняли каждый по 39 тонн авиационных материалов. В качестве пассажиров соединение забрало 4 офицеров КВВС, 7 офицеров Королевского Флота и 167 рядовых. Эскадра вышла в море 13 августа. Пожалуй, стоит немного поговорить о кораблях этого оперативного соединения и их командирах.   Тяжелый крейсер "Тускалуза" (СА-37), был четвертым кораблем типа "Новый Орлеан". К началу работ над проектом крейсеров типа "Новый Орлеан", которые должны были последовать за типом "Портланд" программы 1929 г. (N37 -- 41), среди руководства американского флота все больше распространялось мнение о недостаточной защите своих первых тяжелых крейсеров. После продолжительных дискуссий в Генеральном совете высказались в пользу корабля с усиленным бронированием.   Состав энергетической установки (ЭУ) новых крейсеров остался без изменений, а вот корпус был спроектирован заново и получился заметно короче и уже по сравнению с предшественниками. Сокращение длины было достигнуто за счет отказа от эшелонного расположения ЭУ в пользу линейного. Кроме того, уменьшили длину каждого машинного отделения МО. Это позволило сократить длину поясной брони и довести ее толщину до 127 мм (по нижней кромке она утоньшалась до 76 мм). Погреба имели толщину стенок до 120 мм. Броневая палуба на протяжении погребов и ЭУ достигала толщины 57 мм, утоньшаясь в оконечностях до 30 мм. В отличие от предшественников, башни ГК получили защиту от огня 203-мм орудий. Вес брони составлял 15% стандартного водоизмещения. В результате зона свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий при курсовом угле 60 градусов лежала в диапазоне 60 -- 120 кабельтовых.   На "Тускалузе" толщина барбетов была доведена до 165 мм, установлены новые более легкие 203-мм орудия в более компактных башнях. После начала войны корабль прошел модернизацию, связанную с усилением зенитного вооружения. К апрелю 1942 г. на нем были установлены 4x4 28-мм автомата, а также срезана фок-мачта. Позднее были добавлены шесть 20-мм "эрликонов". Вооружение крейсера было следующим: девять - 203-мморудий с длиной ствола в 55 калибров в трех трехорудийных башнях, восемь одноорудийных универсальных 127-мм орудия с длиной ствола 25 калибров, 4x4 28-мм автомата, шесть 20-мм "эрликонов", восемь 12,7-мм пулеметов, 2 катапульты, 4 гидросамолета. Торпедных аппаратов не было. Максимальная скорость хода - 32,75 узла.   Командир крейсера капитан 1 ранга Н.Ч.Джеллит был типичным янки, мечтающем о домике со скульптурками фламинго на газоне, и спокойной старости. Потомок ирландской эмигрантки и еврейского бандита - от бабушки ему достался импульсивный характер, а от дедушки он унаследовал аналитический ум. Он не был героем, не любил рисковать. Война для Джеллита была своего рода смесью шоу и бизнеса - прибыль превыше всего. Он очень обожал кофе, и очень редко употреблял спиртное.   Не менее типичным американцем был и белокурый капитан-лейтенант Т.Ч.Раган. Его отцом был владелец брокерской конторы, покончивший с собой во времена Великой Депрессии. От отца Раган унаследовал страсть к спиртному, а от матери - любовь к яблочному пирогу и ненависть к индейцам. Эсминец "Эммонс" (DD-457), которым он командовал, был однотипен с "Родманом" (DD-456), и представлял по своей сути облегченный и упрощенный вариант эсминцев типа "Флетчер" - это сокращало время и стоимость строительства кораблей данного класса. Скорость эсминцев, так называемой "атлантической серии" составляла 35 узлов, 453 тонны нефти обеспечивали дальность плавания почти 4000 миль при 20-узловом ходе. Вооружение эсминцев предназначавшихся для действий в Атлантике было меньше, чем у "Флетчера" - четыре 127 мм орудия, два двухствольных 40-мм "бофорса", пять 20-мм "эрликонов" , один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат, два бомбосбрасывателя с 32 глубинными бомбами и шесть бомбометов с 30 глубинными бомбами. Все это обеспечивал экипаж в 208 человек.   Командир "Родмана" был потомком эльзасцев перебравшихся в Америку перед Первой Мировой войной. От отца он унаследовал черные, как деготь волосы, смуглую кожу, а от матери страсть к комфорту, трудолюбие и педантизм. Если бы не испорченный сифилисом нос (грехи молодости!), то он вполне мог бы сойти за тех, кого сейчас величают мачо. Впрочем, в какой-то мере этот недостаток внешности добавлял ему определенный шарм, и делал его любимчиком всех женщин.   19 августа "Тускалуза" и эсминцы прибыли в Сейдис-фиорд (Исландия). И тут выяснилось, что кто-то в окружении Рузвельта, является гнилым стукачем Черчилля. В Исландии их уже ждал британский эсминец "Онслоу", на борт которого был загружен английский стационарный госпиталь - "подарок" Сталину. Вечером соединение кораблей снова вышло в море, и направилось в Кольский залив.   * * *   Переход через Баренцево море прошел спокойно. Туманная погода укрывала корабли, одновременно вынудив самолеты Люфтваффе сидеть на земле. Никаких подводных лодок. Никаких "тирпицев". 22 августа соединение прибыло в Кольский залив. Там его встретили британские эсминцы "Мартин", "Марн" и русский эсминец "Гремящий", который провел корабли в бухту Ваенга. Но так считали только американцы и англичане, но не немецкая разведка, которая сумела обнаружить факт перехода этих кораблей. И об этом факте, было тут же доложено наверх по инстанциям.   Все было бы в этом вопросе хорошо, если бы не одно большое "НО". Это только в песне - разведка докладывает четко. В жизни - сплошной бардак. Особенно если в этом участвует люфтваффе. Конечно же, винить разведку люфтваффе - бестолковое занятие. Они не тупые - они - такие как все. А всем свойственно ошибаться. Это только в мемуарах Рудель, никогда не видевший живых "спитфайров" сходу и моментально определяет их модификацию, или всякие Хартманы полчаса провожают взглядом падения самолета до земли во время скоротечного воздушного боя. По жизни - фиг что там видно! В лучшем случае можно доложить об относительных размерах кораблей и их количестве - например: "один большой и три поменьше". Дальше начинается полет фантазии. Особенно у тех, кто выдает желаемое за действительное. Проще тем, кто наивен и доверчив, кто ходит как святой - такие обычно бьют по хвостам и пытаются проявить героизм, проспав то, что можно было вычислить заранее. Тем же, кто на основании кусочка информации начинает строить Вавилонскую башню.... Ну и что с того, что разведка засекла мелькнувший в тумане крейсер с эсминцами? Могли ошибиться в идентификации! Могло вообще померещиться! Но об этом также сообщили и две немецкие подводные лодки.   Посылать крейсера с эсминцами для переброски боеприпасов через всю Атлантику и часть Северного Ледовитого океана - идиотизм. Точнее сказать - ИДИОТИЗМ. Таких морских перевозок не выдержит ни одна экономика в мире, по причине абсолютной нерентабельности. А американцы из тех, кто деньги считать умеют - потомки жидокомиссаров, выходцев из Англии. Значит что? Значит, Геринг - козел! А его "эксперты" из его люфтваффе опять все проспали! Под носом его "Кондоров" прошмыгнул целый конвой, а ни одного доклада об обнаружении оного так и не последовало! А вот подводники Деница - это орлы и гордость Третьего Рейха! И не беда, что они не сумели найти конвой, тот наверняка прошел севернее в других районах. Главное, что подводники произвели два доклада, об обнаруженных кораблях, а люфтваффе всего один!   Точнее не два, а четыре. Две лодки, подобравшиеся к Исландии, видели странную картину - линкор "Вашингтон" в сопровождении крейсеров следовал на Запад, а конвой из Рейкявика ушел в восточном направлении. К сожалению, из-за преследования эсминцами эскорта, лодка потеряла след, но и ежу стало понятно, что если бы белокурые "эксперты" люфтваффе поменьше нюхали кокаин, по примеру своего рейхсмаршала, и почаще летали над океаном, то был бы известен и полный состав конвоя, и состав эскорта.   Именно это и высказал Гитлер "отцу германской авиации" во время совещания в Вольфшанце. Тот молча проглотил обиду и упреки, а гросс-адмирал Редер, как по волшебству извлек из ниоткуда аналитический доклад и план предстоящей операции против союзных арктических конвоев.   Как известно, в июле-августе 1942 года, после разгрома PQ-17, осуществленного при помощи Уинстона Черчилля, движение союзных конвоев в СССР, временно прервалось. Этот перерыв не мог быть долгим, так как советская армия несла потери, и ей требовалась военная помощь со стороны союзников.   По мнению Редера, союзники возобновили движение конвоев, но отказались от применявшейся ранее схемы, и вернулись к прежней - крейсер и пять-семь эсминцев в охранении конвоя с базированием соединения прикрытия в Мурманске. Проводят караван до острова Медвежий и возвращаются. Может быть и по другой схеме - часть эскорта идет вместе с конвоем в Рейкявик, а часть возвращается в Мурманск. То, что суда конвоя не были обнаружены, еще ни о чем не говорило - возможно, крейсер и эсминцы шли немного в стороне от охраняемых судов. Наличие малого эскорта, точнее отсутствие в его составе линкоров и авианосцев, позволяло произвести давно планируемую операцию с участием тяжелых надводных кораблей - "Тирпица", "Шеера", "Хиппера". Был у Редера и план с красивым названием "Вундерланд" - "Страна чудес". Но Гитлер, в последний момент, как всегда начал колебаться, вспомнив судьбу "Бисмарка". Уверения Редера о том, что люфтваффе защитит корабли от противника, впечатления на Гитлера не произвело - ибо полчаса назад, он, самолично драл отца оного люфтваффе за бездарность германских ВВС. Но еще немного подумав, Гитлер согласился на операцию, но при условии, что у противника не будет линкоров и авианосцев в эскадре прикрытия. Не забыл фюрер упомянуть и о необходимости смычки между люфтваффе и кригсмарине в данном вопросе.   Впрочем, за ужином, в своих обычных речах, которые он произносил для потомков, и которые конспектировал племянник Черчилля, английский журналист Майк Спик, Адольф Алоизович высказал очень много негативных слов о стаде идиотов и карьеристов, которые его окружают. По его мнению, своим победам Германия была обязана исключительно немецкой пехоте, а все эти железные рыбы и стальные птицы - сплошная профанация - война идет на земле и за землю. Между тем, пока вождь Третьего Рейха метал цитатами, перед прессой, его сподвижники стали напрягать все силы, чтобы заработать дополнительные бонусы перед отцом германской нации. И Редер, и Геринг прекрасно понимали, что для усиления влияния и упрочения своих позиций им нужна "маленькая победоносная война" (С), ну не война, а хотя бы операция. Редеру требовалось реабилитировать бездействие и локальные неудачи пожирателей мазута - крупных надводных кораблей в Норвегии, Геринг мечтал об уничтожении не просто конвоя, а об уничтожении крупных надводных кораблей союзников - после полного провала операции "Айсштосс" в Ленинграде, когда за два месяца его самолеты так и не смогли разбомбить неподвижно стоящие на замерзшей Неве корабли Балтийского флота, акции Геринга очень сильно упали, Гитлер в очередной раз вспомнил Герману и Дюнкерк, и гибель "Бисмарка" и ушмыгнувший из Таллинна русский флот, и затянувшийся штурм Севастополя, и неразбомбленную Москву, где его белокурые эксперты форменным образом наложили в штаны, разбомбив вместо города болота Подмосковья.   Нынешние российские историки, конечно же выставляют действия люфтваффе против Москвы, как победу люфтваффе, но когда дело доходит до подсчета сброшенных на территорию Москвы бомб, то получается, что девяносто процентов немецких самолетов вообще никогда над Москвой не были, куда они сбрасывали свои бомбы никто не знает, но ордена за эти полеты получали исправно. Понятное дело, что Гитлера все это вранье достало чисто по-человечески, и он взял командование сухопутной армией на себя, и начал внимательно приглядываться к ВВС и ВМС Германии. Понятно, что Герман Геринг почувствовал, что его могут "уйти" не взирая на заслуги прошлого, аналогично считал и Редер относительно своей персоны. Требовалась победа. Но для того, чтобы ее одержать, требовалось разрешение на проведение операции. Если Гитлер получит сведения из достоверных источников, то такое разрешение будет получено.   Были спешно задействованы агенты в Мурманской и Архангельских областях, а также в Англии и США. Причем задействованы с риском для их дальнейшей работы. И агенты свое отработали!   Стали поступать разведдонесения в РВМ, многие из которых были занесены в КТВ группы "Норд":   "...Агент "Поной-17" из Архангельска сообщает о концентрации судов и отправке каравана. Дата отправки каравана - 27 августа. В Архангельске ожидают прибытия нового конвоя со дня на день...."   "...Агент "Блиц-14" из Мурманска сообщает, что крейсер "Тускалуза" и шесть эсминцев убывают в море 24 августа 1942 года. В Мурманске ожидают прибытия союзного конвоя со дня на день..."   "...Установлено местонахождение всех авианосцев в Атлантике. Ни один из них в момент выхода конвоя из Мурманска не способен достичь места предстоящего проведения операции и использовать свою авиацию..."   А как же НКВД спросит читатель? Или оно только и способно, что глумиться над Пастернаком и Булгаковым? НКВД работало. Вот что пишет о тех днях сотрудник Мурманского НКВД майор Александр Авраменко в своих мемуарах "Схватка с Абвером в Заполярье":   "... Во время визита американцев, мы сбились с ног! Неприятности и неудачи сыпались как из рога изобилия. Вскрылись факты утери важных документов в штабе Северного флота. Пропал без вести один из офицеров оперативного отдела штаба СФ. Но хуже всего было с вражеской резидентурой. Накануне во время налета немецкой авиации, был выведен из строя один из радиопеленгаторов. А много ли навоюешь с одним аппаратом? Раньше как было - пеленги на передатчик взял, крестик на карте отметил - и оцепляй квартал. А тут один пеленгатор и делай с этим пеленгом что хочешь! Тянется он через весь Мурманск и дальше! То ли он в городе засел, то ли вообще в Кандалакше! Конечно, заявку на новое оборудование мы сделали, но обещали его не раньше чем через две недели, а ловить шпионов требовалось сейчас. А эти самые шпионы как с цепи сорвались - 47 выдохов в эфир за три дня! И все в пустую!   Потом конечно, многих из них выловили, по это было потом, а тогда мы все как по лезвию ножа ходили, ведь кто знает, что эти фашистские сволочи своим передавали? Случись что - ведь с нас первыми спросят, и оправданий, что пеленгатор разбомблен слушать не будут! Носились мы по городу как проклятые...."   Как мы видим из приведенного отрывка, НКВД Мурманской области в тот период, зафиксировал возрастание активность агентов Абвера, но противопоставить ничего не смог. Что касается Архангельской области, то там ситуация усугублялась наличием огромного количества иностранных моряков, перемещения которых местные чекисты были не в состоянии полностью контролировать. Конечно же комендантский час и ужесточение пропускного режима создали определенные трудности для работы шпионов, но полностью остановить ее не могли.

Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд" - 1 часть

Хотя, как уже читатель успел заметить, информация, поступающая в штаб группы "Норд", была хоть и достоверной, но слишком фрагментарной. Да, в Архангельске ожидали прибытия конвоя, но речь шла о конвое из Мурманска, Аналогично, и конвой, отправляющийся из Архангельска, должен был проследовать по Северному Морскому пути.   Но КТВ "Норд" полученную от агентов информацию, стало подгонять под требуемый им результат, под ту ошибочную теорию, которую приняли изначально. Не нужно думать, что немцы были круглыми идиотами. В их ошибке была логика и 100% здравомыслие - если Англия и США хотят, чтобы СССР вел войну против Германии, то они должны регулярно помогать Сталину оружием. Поверить в то, что Черчилль, ради интересов Англии, пожертвовал одним конвоем, в штабе РВМ не могли - они считали разгром PQ-17 победой германского оружия. И это было вполне логично. И поскольку установилась определенная цикличность полярных конвоев, то все фрагменты информации сложились в общую очень логичную, но в корне неверную картину - все указывало на то, что в Мурманск и Архангельск идет очередной союзный конвой.   И на основании собранных донесений, Редер и Геринг произвели очередной доклад Гитлеру. И тот одобрил проведение операции "Вундерланд", с условием того, что будет осуществлена тесная смычка между люфтваффе и кригсмарине. Что же представлял из себя план операции "Вундерланд"?   * * *   Немцы достаточно давно заинтересовались Северным морским путем. Еще в Первую Мировую войну их подводные лодки действовали в Северном Ледовитом океане. По некоторым источникам, сооружение оперативных баз для действий подводных лодок началось еще во времена русско-японской войны, и осуществлялась различными немецкими фирмами, зарегистрированными как норвежские и шведские рыболовные предприятия. После Первой Мировой базы были временно законсервированы, затем, в 20-30-е годы немецкие разведчики и ученые активно участвовали во многих международных арктических экспедициях. 30 декабря 1939 г. и 26 января 1940 г. главком ВМФ Германии Э. Редер докладывал Гитлеру о возможности установления регулярного морского сообщения на Севере между Рейхом и Японией. Немало новой информации было получено при плавании вспомогательного крейсера "Комет" в 1940 году по Северному морскому пути. Были получены достоверные и достаточно точные данные о состоянии Северного морского пути и объектах его инфраструктуры, на основании этих данных германское командование допускало наличие там очень оживленного судоходства и даже допускало вероятность существования пункта разгрузки союзных караванов в Амдерме.   Всю весну и начало лета 1942 г. "карманные линкоры" на Севере явно маялись бездельем и руководству Кригсмарине неоднократно приходилось отклонять различные прожекты командиров крейсеров. Предлагалось направить их корабли в атлантические порты Франции, откуда можно было бы возобновить рейды на союзные океанские коммуникации и т.д. В принципе, штаб РВМ не возражал против рейда в Южную Атлантику, однако прорыв туда с точки зрения оптимальных погодных условий и продолжительности светового дня не мог быть предпринят ранее середины ноября. Кроме того, атака К-21, совершенная Луниным в июле 1943 года, во время проводки конвоя PQ-17, всерьез и надолго подрезала крылья "Лютцову" - из-за попадания советской торпеды "Лютцову" требовалась замена как минимум половины из восьми главных дизель-генераторов, что не представлялось возможным ранее марта 1943 года. "Шееру" подобные работы слава богу не требовались - только шестинедельное техобслуживание, но в ожидании окончания ремонта торпедированного "Лютцова", его можно было приобщить к участию в какой-нибудь непродолжительной акции в северных водах.   План операции начали разрабатываться еще в феврале 1942 года. Командование группы ВМС "Норд" взялось за него с оптимизмом, однако непосредственно руководивший действиями флота в Заполярье "Адмирал Арктики" адмирал Губерт Шмундт сразу высказал большие сомнения в жизнеспособности плана из-за отсутствия данных разведки коммуникаций, а главное, информации о погодных и ледовых условиях. Для обеспечения сбора информации, была организована целая сеть автоматических метеостанций, а также регулярная воздушная и подводная разведка региона. На начальном этапе планировалось создать из "Лютцова" и "Шеера" тактическую группу, которая могла бы при наличии подходящих условий атаковать караван выходящий из Архангельска, а затем присоединиться к группе "Тирпиц"-"Хиппер" и атаковать конвой идущий в Россию. Но атака Лунина, временно вывела "Лютцов" из строя, и командованию группы "Норд" пришлось вносить корректуру в первоначальные разработки. Окончательный план операции был представлен командующим группой ВМС "Норд" адмиралом Рольфом Карльсом в штаб РВМ 1 июля.   В ходе разработки немцы пришли к выводу, что основные затруднения возникнут не в результате противодействия советского флота, а из-за погодных условий. Вкупе с ними у противника появлялся шанс проскочить мимо немецких надводных кораблей, и который при определенных условиях мог бы привести даже к уничтожению немецких подводных лодок, которыми в условиях нелетной погоды могли спокойно заняться корабли эскорта. Таким образом, основами успеха должны были стать точная и всесторонняя разведка, а также максимальная скрытность и скоординированность всех участников операции. Выход из строя "Лютцова" решили компенсировать постановкой минного заграждения, перегораживающего выход из Белого моря. Снаружи этого заграждения, должны были дежурить немецкие ПЛ. Их задача была простой - спровоцировать эскорт конвоя на активные действия, и заманить тем самым на минное поле. Согласно расчетов адмирала Карльса - половина эсминцев эскорта выйдет из строя сразу, а другая половина будет легко расстреляна "Адмиралом Шеером", так как будет лишена возможности активно маневрировать на минном поле. После этого, "Шеер" и немецкие ПЛ проходят через фарватеры в минном заграждении и расправляются и с судами конвоя, и остатками эскорта. Далее ПЛ становятся в засаду в ожидании конвоя идущего в Архангельск, а "Шеер" начинает рейд по Северному морскому пути и уничтожает всю советскую инфраструктуру от Диксона до Чукотки.   Одновременно с действиями "Шеера", в море выходит группа из "Тирпица", "Хиппера" и эсминцев. Их задача - обнаружить идущий в СССР конвой и отсечь этому конвою пути отступления на запад. Далее один из тяжелых кораблей вместе с эсминцами оттягивает на себя силы эскорта, а второй - разбирается с торговыми судами. Если на пути группы встречается крейсерское прикрытие конвоя, то группа сообща разбирается с ней, продолжая двигаться в сторону конвоя. Выбора у нее не будет, так как крейсерам придется защищать подопечные транспорты любой ценой. В сочетании с ударами люфтваффе и подводных лодок у эскорта не остается никаких шансов на выживание. Те, кто попытаются проскочить в Мурманск, будут атакованы Ю-87, те, кто проследует в Архангельск - пикировщиками Ю-88, торпедоносцами Хе-111, и ... наткнуться на минное поле, возле которого будут дежурить германские ПЛ.   Помимо прочего, командиру "Шеера", капитану 1 ранга Вильгельму Меендсен-Болькену предписывалось разрушать сооружения полярных портов по всему пути проведения операции. По расчетам немецких штабистов это могло парализовать движение по СМП на несколько навигаций. Уверенность КТВ группы "Норд" подкреплялась полученным в начале месяца из Токио сообщением, что 1-го числа Берингов пролив в западном направлении прошел конвой в составе 4 ледоколов и 19 торговых судов. По германским оценкам караван должен был подойти к проливу Вилькицкого (соединяет Карское море и море Лаптевых) 22 августа. Однако гладко только на бумаге - реально конвой достиг этой точки лишь 22 сентября. Если бы срок прибытия был более менее выдержан, то у немецкой стороны появлялись шансы на серьезный успех - в состав каравана, носившего название "ЭОН-18" (Экспедиция особого назначения) кроме 2 ледоколов и 6 транспортов входили переводившиеся на Север из состава Тихоокеанского флота лидер "Баку", эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". В силу ряда особенностей мероприятий, которые осуществлялись на кораблях при подготовке к плаванию во льдах, а также неизбежных ледовых повреждений, боеспособность эскадренных миноносцев значительно снижалась, и они вполне могли стать легкой добычей артиллерии "карманного" линкора.   Внимательный читатель, прочитав план операции "Вундерланд", наверняка тут же задаст справедливый вопрос - море - это ведь не пешеходный переход через дорогу - на основании каких данных или расчетов немцы решили выставить минное заграждение на пути конвоев? Ведь большое минное заграждение, перегораживающее большой участок моря, скрытно не выставишь! Скрытно можно выставить мины только на небольшом участке. Да и плотность минного заграждения - ведь для того, чтобы оно стало непроходимым, мины нужно ставить достаточно плотно, и в несколько рядов. И желательно сразу, в один заход, иначе теряется элемент внезапности! Совершенно справедливый вопрос! Действительно, для того, чтобы ставить мины на пути конвоя, нужно заранее знать путь этого конвоя. Факт того, что немцы отправили минный заградитель для выполнения данной задачи, говорит о том, что у них имелась подобная информация. Откуда? От кого? Попробуем рассмотреть все версии, исходя из того, что немцы не были идиотами, и сведения которые они получили были из серьезного источника.   Начнем с рассмотрения классического вопроса - "кому выгодно?" Кто мог спровоцировать немцев на активные действия? Сталин? Отпадает - ибо Сталин был заинтересован в том, чтобы визит американцев прошел без происшествий - это дало бы возможность возобновить полярные конвои в СССР. Рузвельт? Тоже отпадает - ибо Рузвельту требовалось расширить участие США в вопросах европейской политики, американцы планировали отодвинуть англичан, и безопасный поход "Тускалузы" в СССР и обратно, был бы доказательством неправоты Англии в вопросе полярных конвоев. Кто остается? Остается только Черчилль.

Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд" - 1 часть

И ему действительно абсолютно невыгодно успешное завершение американской миссии. Черчилль не возражает против поставок вооружения в Россию через Персию, но против их поставок через северные порты. Странно? Только на первый взгляд! И дело не в том, что у англичан не хватает кораблей для охраны конвоев в Россию - американцы вполне готовы выделить свои корабли для обеспечения эскорта. Черчилля пугает вопрос того, что наладив трассу Рейкявик-Архангельск, президент США "забьет болт" на Англию как на союзника. Не до конца, но забьет! Ведь на систему конвоев через Атлантику можно посмотреть и с другой стороны! Да, сейчас много спорят о ленд-лизе и его роли в победе СССР в Великой Отечественной войне. Но все спорщики забывают о том, что полсотни полярных конвоев - капля в море по сравнению с числом конвоев в Англию. Представьте себе остров с населением в полсотни миллионов человек, который полностью зависит от поставок извне. Этакий Мега-Ленинград в морской блокаде. Нет, не подумайте, население в Англии не голодало, подобно жителям Ленинграда, такого даже и близко не было, но было другое. Нормы потребления продуктов были жестко ограничены (по английским меркам). Представьте себе, что они из-за срыва морских перевозок начинают уменьшаться. Что начнет происходить? Рост недовольства населения, в первую очередь правительством, затем войной, затем политическим строем. До пролетарской революции конечно далеко, но даже серьезный политический кризис и отставка правительства отразиться на странах, входящих в состав Британской империи. Многие из них начнут искать нового вождя, и такой вождь рядом - это США, которые готовы всем помочь, не смотря на потерю флота в Перл-Харборе.   Естественно, что при таком раскладе, Черчилль панически боялся расширения взаимоотношений между СССР и США без его посредничества. Поэтому и очень настаивал на том, чтобы военные поставки осуществлялись через Иран. И в этом был еще один скрытый резон. Ситуацию тогда, можно было сравнить с ситуацией сегодня в экспорте российского газа в Европу, точнее сказать с позицией Украины в данном вопросе. Украина сидит на трубе, и может шантажировать Россию тем, что эту трубу перекроет. Англия сидела на "трубе" поставок вооружения в СССР и могла шантажировать и СССР и США тем, что эта труба может быть перекрыта. Но в версии с Черчиллем есть один очень сложный момент. При всем уважении к британской разведке, такую операцию организовать очень сложно - ведь речь идет об оперативной, даже экстренной утечке "информации", которая должна подтолкнуть Германию к определенным действиям. Возможно, здесь была задействована и знаменитая "Ультра", а возможно, здесь был использован находящийся в Англии Гесс. Но материалы по Гессу засекречены еще на 50 лет, а материалы по подобной операции, если таковая проводилась Британией, тоже вряд ли в ближайшие 50 лет будут преданы огласке. Но игра на высшем уровне слишком сложна и требует большого времени, поэтому хотя версию причастности Черчилля и нельзя окончательно сбрасывать со счетов, все же она не настолько реалистична, как вторая версия.   Второй версией является вариант банальной ошибки спецслужб Англии или СССР. Причем речь идет о провале операции "районного масштаба". Примерный сценарий таков - предположим, что Управление НКВД города Архангельска (или английское подразделение контрразведки города Ливерпуля) проводит рядовую операцию по ловле рядового резидента. В качестве приманки используется капитан одного из торговых судов конвоя. Стандартная схема - пьяный капитан в ресторане, у которого из каждого кармана торчат карты минных полей, маршрутов конвоев и так далее и так далее. Вокруг капитана судна толкутся агенты-наблюдатели. Но шпиен на капитана не клюет. Точнее сказать клюет, но находит способ переснять всю информацию так, что никто из сотрудников контрразведки этого не замечает. Или завладевает документами, но отрывается от погони. Отрывается благодаря прохлопу агентов, которые его пасут. Банальная ситуация. Типичная ситуация. Шпион не пойман, и докладывать наверх нечего, выражаясь казенным языком: "Профилактическое плановое мероприятие результатов не дало." Что делают с материалами по операции? Либо зашьют в дело, либо вообще уничтожат за ненадобностью. Естественно, что после окончания войны об этом эпизоде никто и не вспомнит. Все будут писать про ночные погони на крышах зданий, про яд в ампулах, про стрельбу, плащи и кинжалы. Но материалы то попали к противнику! И не просто попали, - агент слил информацию в центр! А в центре знают, что источник достоверный, и другие источники косвенно подтверждают полученную информацию. И начинают в центре подгонять сведения под результат, который спустили сверху. Нужен конвой? Вот вам конвой! И даже ордер нарисован! И маршрут с координатами точек поворота! Вполне вероятно и то, что карты могли быть подлинными - например, с разгромленного конвоя PQ-17 и попали к кому-то из агентов случайно, и этот агент в силу своей некомпетентности до конца не разобрался, что передает в центр "схему Куликовской битвы". Так или иначе, но германское командование получило сведения из какого-то источника и приняло их на веру. А, приняв на веру, сделало выводы и приняло решение начать операцию "Вундерланд" и выставить минное заграждение. Немецкие корабли, сосредоточенные во фьордах Норвегии, стали поднимать якоря и выходить в море. Подводные лодки, находящиеся в море, стали перемещаться в заданные районы.   Операция "Вундерланд" началась!   * * *   24 августа в 07.00 все грузы, доставленные американским соединением, оказались на берегу. На борт крейсера поднялись около 240 британских и американских военных и гражданских моряков. Эсминцы "Эммонс", "Родмен" и 3 британских эсминца забрали еще около 300 пассажиров. На эсминцах также разместились 4 русских дипломата. В 07.49 в то же утро американские корабли в сопровождении трех русских эсминцев, двинулись к выходу из Кольского залива.   Командира "Тускалузы" - Джиллета ничуть не огорчило, что русские отказались от госпиталя, который англичане доставили в Мурманск. Сам Рузвельт, говорил ему, что такое может произойти. И дело не в личных амбициях русских, а в большой политике. Ведь что такое госпиталь? Госпиталь - это тыловое учреждение, вдали от линии фронта. Что такое госпиталь плюс военная миссия? Это, по своей сути - военная база. Военная база иностранного государства. Какие государства разрешают размещать на своей территории иностранные базы? Те, которых не спрашивают - колонизированные или оккупированные. Чем колонизированное государство отличается от оккупированного? Только сроками - колонизация - это та же оккупация, только прошедшая давно, хотя бы несколько лет назад. Отказавшись от английского госпиталя - Сталин показал Рузвельту и Черчиллю, что СССР - независимое государство. И это был очень хороший щелчок по носу Черчиллю, о котором Ник Джиллет лично собирался доложить президенту по возвращении.   Очень Джиллета обрадовало то, что русские разрешили его кораблям принять участие в поддержке русского десанта, перед самым уходом соединения.   Конечно, это далеко не второй фронт, но... Одно дело сражаться с люфтваффе и субмаринами Рейха, а другое дело - пострелять по немецкой пехоте! Совершенно неважно, сколько егерей Дитля убьют снаряды его "Тускалузы"! Важен сам факт! Политическая веха! Американские снаряды крушат немецкие окопы! Пусть Черчилль утрется! Пара сотен снарядов вызовет огромный резонанс в американской прессе - сразу возрастет популярность американских военных займов, увеличится приток добровольцев в армию и на флот, колеблющиеся нейтральные государства вступят в антигитлеровскую коалицию - ведь если американские снаряды рвутся в немецких окопах - значит, Америка вступила в войну в Европе! К удивлению Джиллета, хаотичность и кажущая безсистемность и безалаберность поведения русских, которую он заметил на берегу, напрочь отсутствовала на инструктаже командиров кораблей, участвующих в высадке и поддержке десанта. Все были собраны и сосредоточены. Десантную партию возглавлял один из русских младших офицеров по фамилии Леонов ( Джиллет заблуждается - дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов звание младшего лейтенанта получил только в декабре 1942 года. - прим. авт.). По мнению лично самого Джиллета, основанного на изучении английского опыта - тактический десант - занятие для самоубийц. Из тактических десантов, практически никто не возвращается. Ник мысленно пожелал русскому офицеру Леонову удачи, и понял, что от его артиллеристов потребуется исключительная меткость, ибо в Америке не поймут, если узнают, что снаряды американского крейсера вместо немецких окопов мешали действию русского десанта. Нужно заметить, что участие в данной операции, оставило очень яркие воспоминания у командира "Тускалузы", и он отразил его в своих мемуарах "Арктический вояж":   "...Несколько огорчила плохая видимость - снимки ведущей огонь "Тускалузы" вышли недостаточно художественными, но худа без добра не бывает - люфтваффе либо спало, либо пило свой шнапс по причине нелетной погоды. А я знал, что уже сегодняшние американские газеты уже будут пестреть заголовками: "Огонь американских орудий по Германии!" , "Вначале снаряды, а скоро и пехота!". Неплохо получилось! Осталось благополучно вернуться домой, а Черчилль будет унижен окончательно со своими детскими страшилками про "люфтваффе" и "тирпиц". Мы стреляли по немецким окопам! И где это люфтваффе? Где этот "тирпиц"? Нет никого!   Мимо нас прошли русские сторожевики и катера с десантом. Я был несколько удивлен тем, что русские применяют обычные корабли вместо специализированных, но присутствовавший на борту "Тускалузы" капитан 1 ранга Свиридов, объяснил мне, что тактика и методы высадки десанта неоднократно опробованы и отработаны на практике. И я стал наблюдать.   Вначале один из русских катеров поставил дымовую завесы вдоль берега, а затем туда устремились русские корабли, палубы которых чернели от десантников. Я считал это форменным самоубийством, но русский офицер уверил меня, что у многих из тех, кто участвовал в операции, это уже не первый десант, многие участвовали в трех-пяти. Немецкий огонь по десантным кораблям был очень слабым - и в этом была заслуга и американских кораблей. Все подробности увиденного в Мурманске я затем изложил в отчете для президента и сената США. Забегая вперед, скажу, что моя встреча с этим русским десантником Леоновым не была последней, нам довелось встретиться вновь, но уже в 1945 году, и не на севере, а на Тихом океане, на территории Кореи, в одном из захватываемых портов.   К сожалению, нам пора было возвращаться домой, хотя если честно , то у меня было очень сильное желание поучаствовать еще в одной поддержке десанта или какой-нибудь операции в арктических водах. Но на мне лежала ответственность - благополучно завершить начатую миссию - доказать лукавство английских политиков в вопросе полярных конвоев в Россию..."   * * *   Несколько ранее, перед выходом в море, состоялась следующая сцена, которую очень ярко описал командир эсминца "Урицкий" капитан 3 ранга Кручинин В.В. в своих мемуарах "На страже Арктики":   "...Я не любил особый отдел, и предстоящий вызов меня не обрадовал, то, что вместе со мной вызвали и командиров "Гремящего" и "Сокрушительного" - несколько успокаивало - значит, какой-то инструктаж перед выходом в море, а не разборка очередного доноса, напечатанного какой-нибудь тыловой крысой.   Но особый отдел умел выбивать почву из-под ног! Главкома Кузнецова, командир я узнал сразу, узнал сразу и второго человека в очках. Ох! За их спиной, словно бы открылся киноэкран, через который замаячил Магадан. Хотя какой Магадан? Не слишком ли много чести, для трех командиров эсминцев? Чтобы сам Лаврентий Павлович...   - Товарищем Сталиным на ВАС возложена особая миссия, - начал с ходу, человек в очках, чья известность превосходила иногда известность товарища Сталина, - ВЫ должны обеспечить безопасность американских кораблей любой ценой. История "Эдинбурга" не должна повториться!   - Задача ясна? - продублировал слова Лаврентия Павловича, Кузнецов, - Ответственность ясна?   - Так точно!- ответили мы хором.   - Свободны!   Прохладный, промозглый северный воздух пьянил...   - Как будто под атакой "Юнкерсов" побывал... - закуривая папиросу, устало вымолвил командир "Сокрушительного" кап три Мишка Курилех.   - Что "юнкерсов"? "Кондоров"!- усмехнулся командир "Гремящего" Антон Гурин.   Только как эту безопасность обеспечить? Закрыть "Тускалузу" от немецкой торпеды? И что вообще взбредет в голову этому эксцентричному американцу? И почему такая суета вокруг этих американцев? Неужели на крейсере тайно прибыл сам Рузвельт? Тогда я еще не знал, как оно все обернется в этом походе. И именно после этого похода, я поверил во всесильность марксистско-ленинского учения. Ну откуда товарищ Сталин, сидя там, в Москве, мог знать, что все так обернется? И не просто знать, а прислать самого Лаврентия Павловича, чтобы тот предостерег нас от халатности? ..."

(продолжение следует)

http://samlib.ru/t/tonina_o_i/wunderland_operation.shtml

Картина дня

наверх