Путёвки в Сибирь не шутка: "Нормальной" погоды больше не будет

Путёвки в Сибирь не шутка: Нормальной погоды больше не будет

Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"

Апрель преподнёс невиданные до сих пор сюрпризы в погоде. В Крыму дело доходит до заморозков, а в Сибири температура воздуха растёт. Что происходит?

Полгода плохая погода, полгода – совсем никуда…

Про нас, нынешних и здешних, строчки из древней песенки. Апрель томит холодом, словно рвётся исполнить все те дурные предчувствия, что посещали общественность во время тёплой зимы. Мол, погодите радоваться: как бы тёплая зима не компенсировалась холодной весной.

А то и – морозным летом.

А ведь месяца не прошло, как нам обещали "апрель возле и немного выше нормы"…

Так что происходит?

Холод в Крыму, жара в Сибири

Во всяком случае, одно точно: погода преподносит сюрпризы и Гидрометцентру. Его научный руководитель Роман Вильфанд был вынужден признать: "Во второй и третьей декаде апреля отрицательные аномалии", – имея в виду температуру в европейской части России.

Нельзя сказать, что это страшная аномалия, но всё-таки, – оговорился он. И констатировал: Весна чуть запаздывает, хотя март был очень тёплым.

Стоит отметить, что март был не просто "очень тёплым", а вторым по плюсовым аномалиям за всю историю наблюдений. Опередил его только март 2016 года. В целом, глобальная температура была выше средних многолетних значений за весь ХХ век на 1,16° С. Это, утверждают метеорологи, реально очень большая величина в планетарном, так сказать, разрезе.

При этом важно также, что налицо – тенденция. Февраль тоже был вторым по теплу за 141 год истории наблюдений, а январь – первым. И характерен такой рост для всей планеты, не только для России. Важным показателем этих перемен является сокращение площади льда в Арктике. При том, что март является месяцем, когда ледяной покров достигает годового максимума, в нынешнем году площадь его была на 4,2 % ниже среднего показателя 1981 - 2010 годов.

В общем, не мы одни. И не случайно. Какие уж тут случайности, если подобного рода информация повторяется в регулярном режиме. Косточки динозавров уже шевелятся в предвкушении возвращения их тёплой и влажной эпохи…

При этом начать свой реванш ящеры могут с Сибири. Прямо сегодня. По словам Романа Вильфанда, сюда придут потоки тёплого воздуха из Китая и Монголии, так что температура воздуха может подниматься до +28° C! А в перспективе превысит и 30 градусов!

КрымВ Феодосии холодная погода. Фото: Garmasheva Natalia / Shutterstock.com    

Правда, на Дальнем Востоке ожидается похолодание на 4 градуса ниже нормы, но это уже не отменяет новой аномалии. В Крыму холод очень неуютный, собачий, как принято говорить, хотя и не мороз, конечно, а в Туве, на Алтае и в Хакасии – будет, как в сауне! Превышение климатической нормы сразу на 15-16 градусов!

Глава Гидрометцентра даже отдельно предупредил, что в таких случаях его ведомство выпускает специальное предупреждение о погоде, которая опасна для здоровья.

В Сибири традиционно должно быть ниже, чем в Москве. Это азиатская часть, только-только отходит от морозов, а тут такой мощный вынос очень жаркого воздуха из Средней Азии, из Китая. Это опасные температуры,

– заявил Роман Вильфанд.

Противоречивые оценки

Ряд наблюдателей отметили, что сами метеорологи, похоже, пребывают в растерянности. Иначе трудно объяснить крайне противоречивые, точнее, противоположные не прогнозы даже, а оценки того, что происходит.

"Циклон над Баренцевым морем не оставляет надежды на быстрое потепление. Вращая большие массы воздуха, он распространяет с севера до предгорий Северного Кавказа арктический воздух". Это Гидрометцентр сегодня сообщает, отмечая одновременно, что на юге России "антициклон наладил погоду", "но воздух и там при северном ветре прогревается крайне медленно".

Но хуже всего будет на севере европейской территории России, где циклон доведёт дело до снега и температур до -3° C, а кое-где и -7° C.

Однако в эти же дни из уст других метеорологических организаций мы слышали разговоры о приходе настоящей климатической весны, наступлении тепла и вообще о продолжении тёплой аномалии. Отчасти такая разница объясняется тем, что Гидрометцентр – самая профессиональная из таких организаций. По сути – метеорологический центр страны, который получает первичную информацию о погоде, – как со своих станций и спутников, так и от ведущих центров мира. А не преобразует чужие данные для весёлого пересказа по телевизору под утомительные советы быть мужчиной, слопав некое лекарство.

ВильфандРоман Вильфанд был вынужден признать: "Во второй и третьей декаде апреля – отрицательные аномалии". Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"  

С другой стороны, это – общая беда всех метеорологов, о которой также заранее предупреждал Роман Вильфанд. Дело в том, что немало данных синоптики получают с датчиков, что ставятся на самолётах. А те сегодня из-за эпидемии COVID-19 стали летать на порядки реже. А потому и учёные ощущают недостаток объективных данных, что приводит к меньшей точности прогнозов.

Бывало и хуже

Впрочем, действительно бывало и хуже. Так, в центре европейской части страны в 1981 году отмечалась температура в -3,3° С. Был снег. А в 1969 году разверзлись хляби небесные, и количество осадков доходило до 12 мм за день. Это при том, что вся сумма осадков в апреле за месяц составляет в норме 37 мм. Бывало и жарко (тут время хихикнуть: как нынче в Сибири!) – 28 градусов показали термометры в 1950 году.

Но, конечно, общий итог апреля-2020 пока печален: при средней многолетней норме в 6,7° С по факту мы имеем сегодня 4,5° С. И, естественно, такое положение распространяется на всю европейскую часть страны, где и живёт большая часть населения России. Неуютно всем.

И лучше уже, кажется, не будет. Гидрометцентр не обещает до конца месяца выше 7-12 градусов днём. А по ночам прогнозируются и отрицательные температуры. 

На самом деле наших нещедрых на тепло синоптиков стоит поблагодарить за абсолютно верный прогноз в целом и на перспективу. Специалисты Гидрометцентра не раз предупреждали, что как ни относись к глобальному потеплению, это данность. Ну, примерно как пресловутый коронавирус. В который многие не верят, кое-кто высмеивает, призывает не поддаваться пропаганде о его опасности. А потом от него умирает, как только что один из американских активных скептиков.

Но глобальное потепление – это глобальный сдвиг всех климатических закономерностей. Ну, кроме разве что того, что Земля вращается вокруг Солнца, а потому приход весны или зимы для той или иной части планеты неизбежен. Сдвигаются целые пласты атмосферы и океанской воды (кстати, о том, что происходит в глубинах Мирового океана мы не знаем практически ничего). Деградируют прежние и рождаются новые атмосферные переносы. И в целом нарастает количество аномальных проявлений климата.

То есть не просто становится теплее. Кое-где – как в Арктике – теплее становится быстрее. Кое-где – медленнее. И вот вам уже изменение картины погоды по сравнению с той, которую мы пока ещё называем "нормой".

Вот этой самой "нормы" становится всё меньше. И нам с этим жить. Долго.

Источник ➝

Тихое очарование Словакии

Тихое очарование Словакии Словакия, Братислава, Путешествия, Маршрут, Совет, Длиннопост

Если спросить о Словакии, то немногие смогут ответить на вопрос – что это за страна, чем она интересна, какие исторические и культурные объекты можно увидеть, приехав сюда. Большинство и вовсе знает о Словакии только то, что она являлась частью союзного государства – Чехословакии, и вряд ли правильно назовёт её столицу.

 

К сожалению даже те, кто любит путешествия, предпочитает проверенные маршруты и страны. Однако, есть немало стран незнакомых широкому русскому туристу, но достойные того, что бы их посетить и рассказать о них.

Именно к таким странам относится Словакия.

 

По приезду в Словакию вас не оставляет ощущение домашнего праздника. Вы испытываете радость и удивление. А после отъезда, на душе остается тепло и спокойствие, как после встречи с родными.

 

Если в Чехии, стране, которая ранее была со Словакией единым целым, отдыхает множество наших туристов, то Словакия пока только мечтает о такой популярности у русских. А вот европейцы давно оценили ее почти домашнюю атмосферу, широкие возможности для многих видов отдыха и более дешевые, чем в «раскрученных европейских странах» цены на все, включая отели и апартаменты.

Тихое очарование Словакии Словакия, Братислава, Путешествия, Маршрут, Совет, Длиннопост

Словакия это то место, где любители разного досуга могут найти себя. Благодаря разнообразному горному ландшафту, большому количеству целебных источников, очень красивой природе и изумительно чистому воздуху Словакия практически круглый год является привлекательным местом для отдыха. Наличие на ее территории замков, интересных архитектурных сооружений и исторических областей так же добавляет интереса к этой стране. Замки, церкви, музеи, иные исторические памятники раннего и позднего средневековья поджидают вас на каждом шагу.

Тихое очарование Словакии Словакия, Братислава, Путешествия, Маршрут, Совет, Длиннопост

В столице Словакии Братиславе ритм жизни спокойный, размеренный и старомодный. Узкие улочки старого города, где булыжные мостовые помнит массу событий из его жизни, манят спокойствием и уютом. Вместе с тем Братислава имеет своё неповторимое лицо и характер, заметно отличающий ее от других европейских столиц, и располагает достаточной инфраструктурой для того, чтобы принимать туристов любого уровня более чем достойно.

Тихое очарование Словакии Словакия, Братислава, Путешествия, Маршрут, Совет, Длиннопост

Немало в Словакии и замков разных времён и эпох. Старых средневековых городков, как будто застывших на столетия. Конкурентоспособными становятся и горнолыжные курорты страны. Качество обслуживания на них улучшается и это приводит к увеличению цен, но они еще намного дешевле, чем у некоторых соседей по Европе.

 

Ещё одно обстоятельство будет приятно для туристов из России. В Словакии многие люди, особенно старшего поколения, неплохо понимают русский язык, поэтому проблем в общении в это стране для наших соотечественников не возникает.

 

В завершение хочется отметить, что поездка в Словакию обязательно принесет вам множество впечатлений, положительных эмоций и навсегда останется в памяти...

 

Источник: https://100dorog.ru/guide/articles/6999207/

«Учебное полотно» великого мастера

Василий Иванович Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер — 599x285 см. Русский музей

«Возьмем, товаищи, кайтину Суикова «Покойение Еймаком Сибии». Слева – казаки, спьява – татаы. Гьемят казацкие самопалы – бах-бабах-бах. Свистят татайские стъелы – вжик, вжик, вжик. Все напьяглось, все в движении! Еще минута – уяааа! Сибий покоена!»
(Искусствовед в спектакле Аркадия Райкина)


Искусство и история. Мы продолжаем цикл статей, посвященных теме историзма изображения оружия и доспехов на полотнах великих мастеров.
Картины здесь рассматривались самые разные, и лишь немногие из них в этом плане были одновременно и историчны, и реалистичны, и… пафосны! В иных было слишком много «а я так вижу», в других эпичность просто зашкаливала, в-третьих, все портили одна-две детали. И вот тут возникает закономерный вопрос, а есть ли, ну, скажем так, такая картина, в которой всего этого в меру и которая гармонична как раз слиянием историзма, знания специфики одежды и вооружения, и эпичности? То есть это должна быть талантливо написанная картина. Причем это должно быть именно батальное полотно, задачей которого является изображение битвы наших предков за свои кровные интересы. И надо заметить, такая картина есть. И она хорошо всем известна. Причем известна настолько, что попала и в статью на «ВО» («» «Как Ермак Сибирь покорял», 23 декабря 2010 г.), и в спектакль Аркадия Райкина еще советских времен.




Один из последних эскизов картины

Идея написать эту картину возникла у Сурикова в 1889 году, но идея идеей, а непосредственно работать над ней он начал только в 1891 году. Недаром говорят, что любая идея должна созреть. Причем, что интересно, по его собственному признанию, летописей он не читал, а видение картины у него, тем не менее, сложилось. Впрочем, это неудивительно. А как иначе показать противоборство двух сил и победу одной из них, как не через их столкновение и не доминирование одной на другой посредством изображения персонажей одной «силы» крупнее, чем персонажей другой? «Наши» расположены у Сурикова слева, потому особенности нашего художественного восприятия таковы, что взгляд у нас скользит по полотну именно слева направо. И они крупнее, чем противники казаков – «кучумовцы».


А вот здесь мы наблюдаем явный поиск колористики картины – быть ей ярче или темнее?

Работу над картиной художник начал в 1891, а завершил в 1895 году. И она сразу же стала знаковым событием 23-й выставки Товарищества передвижников, ее купил император Николай II, а затем 1897 году передал ее Русскому музею, где она находится и сегодня.


А начиналось все вот с такого эскиза…


Затем он приобрел такой вид…


А затем и вот такой, уже с ярким красным «пятнышком»

Картина показывает нам кульминационный эпизод Сибирского похода Ермака Тимофеевича (1581—1585) — битву 1582 года между казаками Ермака и войском сибирского хана Кучума. В одном из ее описаний мне попалась замечательная фраза: «В трактовке художника это событие представлено как народный подвиг, художник подчёркивает неразрывную связь русских воинов с их предводителем». Ну, это все дань социалистическому реализму, потому что все то же самое, если подумать, можно описать и совсем по-другому: перед нами столкновение варварства и цивилизации. Более развитые в техническом и социальном плане люди подчиняют себе более отсталых, ставших тормозом на пути прогресса. Кто они, эти люди слева? Люди вне закона, типичные конкистадоры, пришедшие сюда «за зипунами». Кто их вождь? Такой же конкистадор, как Кортес или Писарро? Разница есть? Есть! Нашим людям требовались меха, то есть ясак, прекращение грабительских набегов, то есть покорность аборигенов «белому царю», а там – живите как хотите, о душах сибирцев пока что речь еще не шла. У испанцев, помимо жажды золота, в сердце была еще и забота о душах индейцев. Креститесь, веруйте, а там живите как хотите… В любом случае походы и конкистадоров, и казаков были выгодны и главам их государств, да и самим государствам: много новой землицы, запасы золота и «меховая валюта» — это всегда хорошо. Так что не будем о «народном характере» и «народном подвиге». Иначе у нас каждый удачливый «пахан» будет считаться народным героем… Но сути картины и ее эпичности это не умаляет, как и личности самого Ермака. Это кем надо быть, какой харизмой обладать, чтобы сплотить всех этих «весьма специфичного нрава людей» и повести за собой в неведомые земли на бой и на смерть!


Каждая деталь картины прорабатывалась художником в этюдах! Вот лодка с казаками! Приклад у стрелка справа ужасен, конечно, но ведь это же всего лишь «тренировка»

И художник это понимает и ставит Ермака в центр картины, да еще и изображает его в профиль, с указующей вперед рукой. И его самого, и все его воинство осеняют хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия. Знамена, развевавшиеся, скорее всего, и на поле Куликовом, и на реке Угре…Ну а теперь вот они развеваются здесь, то есть наши предки до своего «Берлина» дошли!


Компоновка фигур на полотне (1891 год)

И мастерски показано войско Кучума. Там кого только нет: и татары, и эвенки, с остяками, воины и шаманы, но у всех луки и стрелы, хотя у одного и виден арбалет. Но очевидно, что вся эта масса противостоять казакам не может… Недаром, правда, по другому поводу, было очень верно сказано, что «никакая выносливость, никакая физическая сила, никакая стадность и сплоченность массовой борьбы не могут дать перевеса в эпоху ружей и пушек!»

«Учебное полотно» великого мастера
Этюд к картине — знамя из арсенала Московского Кремля

Очевидно, что художника в первую очередь привлекали образы людей. Да это, собственно, и была тогда традиция – рисовать всех с натуры. Нет бы обложиться фотографиями, набрать чужих полотен с нужными лицами… Но нет: писать, так писать! И художник едет на Обь, а также в Тобольск, а летом 1891 года рисует уже эскизы с эвенков и остяков в Туруханском крае. В письме к брату он сообщает, что выбрал и размеры полотна: «8 аршин и 4», то есть это примерно 5,6×2,8 метра. А затем вновь поездки… В 1892 году он едет на Дон — писать портреты казаков. И вновь Сибирь, Минусинский край, золотые прииски, где он нашел «своего Ермака», писал образы татар, а в Минусинском музее с этнографической коллекции делал зарисовки одежды туземцев, расшитой бисером и узорами из кожи. Здесь же он написал и этюд «На реке», на котором изобразил стрелка, стоявшего в воде.


«Лица ворогов»

В 1893 году Суриков приехал в станицу Раздорскую писать этюды с местных казаков, имена которых сохранились до наших дней. Это были Арсений Ковалёв, Антон Тузов, Макар Агарков, и лица их потом попали на картину. Причем именно Арсений Иванович Ковалёв как раз и стал прототипом итогового образа Ермака, а Макар Агарков послужил прототипом есаула Ивана Кольцо. Здесь же, на Дону он зарисовал и большую казачью лодку, также оказавшую затем на картине. И в этом же году он опять отправился на север Сибири: теперь уже рисовать портреты остяков. В 1894 году Суриков вновь посещает Тобольск и плавает по Иртышу. Вот, в общем-то, у кого надо учиться нашим художникам писать исторические картины. Нужны остяки, или, там, якуты – берешь и едешь в Сибирь писать остяков, чукчей или якутов. Решил написать свое видение утопления Разиным княжны – плаваешь по Волге и Дону, ищешь типажи, ну а за наконечниками стрел и кинжалами скифов – добро пожаловать в Золотую кладовую Эрмитажа и в Минусинскую котловину. И посмотреть, и «пропитаться духом» этого места. Денег вот много надо, но как раз Суриков их имел. Не бедствовал, потому везде и ездил. Ведь за одну только «Боярыню Морозову» он получил 25 тысяч рублей. Если учесть, что полному генералу в начале ХХ века платили 770 рублей, а генерал-лейтенант получал 500!


А это его знаменитая «Боярыня»


Опять головы… Старый татарин и молодой…


Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх