iDNES (Чехия): фатальная ошибка. Как американцы напали на русских и убили генерала Котова

На войне бывает, что под огонь попадают свои или союзники. Об одной такой ошибке и некоторых связанных с ней непонятных фактах рассказывает iDNES. 7 ноября 1944 года американские истребители атаковали в Югославии советскую автоколонну, а затем между русскими и американцами завязался воздушный бой.

 

Радек Фолпрехт (Radek Folprecht)

Во время Второй мировой войны СССР потерял как минимум 450 генералов. 235 из них погибли в бою с врагом, а кто-то погиб в плену (тоже вражеском). Хуже всего пришлось тем, кто стал жертвой репрессий со стороны советских органов (НКВД).

К тому же время от времени происходили и разные случайности.

Судьба одного советского генерала очень отличается от всех выше перечисленных вариантов. Генерал-лейтенант Григорий Петрович Котов погиб, когда колонну, в которой ехал его автомобиль, по ошибке атаковали американские истребители Р-38 «Лайтнинг». Затем в воздухе завязался бой между американскими и советскими истребителями, и потери тогда понесли обе стороны. Вся эта история окружена вопросами (некоторые из них неприятны), поскольку на сегодня еще не все документы того времени были рассекречены.

Ситуация на Югославском фронте осенью 1944 года

Бои на завершающем этапе войны в Румынии, Болгарии и Югославии не были для Красной армии такими же тяжелыми, как бои в более северных районах, в том числе в Венгрии. После прихода красноармейцев румыны и болгары постепенно перешли на их сторону. В Югославии с немцами ожесточенно боролись партизаны маршала Тито. Правда, термин «партизаны» не должен смущать нас, ведь официально эти формирования назывались Народно-освободительной армией Югославии.

В означенных регионах Южной Европы воевали армии 2-го Украинского фронта и 3-го Украинского фронта. Не вполне привычное для нас слово фронт можно растолковать как группу армий, созданную в СССР (а ранее в России) во время войны. Фронты появлялись и упразднялись, делились и объединялись. Если говорить упрощенно, называли их по месту, где они создавались или где пролегал их военный путь.

Во время войны Югославия была раздроблена оккупантами (Германией, Италией, Венгрией и Болгарией). В одной ее части появился немецкий вассал — Хорватия усташей, а в другой части — марионеточное Королевство Черногория во главе с Муссолини. Первые части Красной армии вступили на территорию оккупированной Югославии седьмого сентября 1944 года.

С 28 сентября по 20 октября проводилась Белградская операция, то есть главная операция Красной армии во время боев за освобождение Югославии. Участие в этой операции, разумеется, принимала Народно-освободительная армия Югославии, а также болгарская армия. Операция в основном разворачивалась на сербской территории, и Белград, столица государства, освободили 20 октября. Потом, по предварительной договоренности между Тито и Сталиным, Красная армия должна была как можно быстрее покинуть Югославию, и оставшуюся югославскую территорию силы Тито уже освобождали самостоятельно.

Ситуация под Нишем седьмого ноября 1944 года

Сербский город Ниш находится в двухстах километрах к юго-востоку от Белграда. Это третий по величине сербский город. В 1944 году там проживало около 45 тысяч жителей, а сегодня вместе с агломерациями его население насчитывает около 300 тысяч человек.

Седьмого ноября 1944 года, через две с половиной недели после завершения Белградской операции, город Ниш находился на освобожденной территории примерно в 80 километрах от линии фронта. В регионе оставались части 6-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Котова, которые двигались с юга на север.

В тот момент корпус Котова относился к 57-й армии 3-го Украинского фронта, и основными силами корпуса были 10-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 20-я гвардейская стрелковая дивизия и 61-я гвардейская стрелковая дивизия. После того как Болгария встала на правильную сторону корпус на протяжении некоторого времени обеспечивал там порядок. Иными словами, в каком-то смысле ненадолго оккупировал болгарскую территорию.

Но уже второго ноября основные силы корпуса по железной дороге добрались до Пирота на юге Сербии и, поскольку далее пути были разрушены, продолжили путь через Ниш, Парацин и далее на северо-запад. Корпус планировал присоединиться к своей 57-й армии и потом вместе с ней принять участие в операциях в Венгрии.

Под Нишем у советских сил был аэродром, где дислоцировались 866-й и 897-й истребительный авиационный полк в составе 288-й истребительной авиационной дивизии и 707-й штурмовой авиационный полк в составе 189-й штурмовой авиационной дивизии. На вооружении 866-го полка стояли истребители Як-9 и Як-3, которых было меньше (летные характеристики улучшались за счет облегчения конструкции и усовершенствования аэродинамики). На вооружении 897-го полка тоже были Як-9.

В бой идет 82-я истребительная авиагруппа

В девять часов седьмого ноября 1944 года с аэродрома Винценцо под городом Барлетта в Южной Италии (там американцы устроили временный аэродром, который после войны закрыли) в небо начали подниматься самолеты 82-й истребительной авиагруппы 15-й воздушной армии США. Командовал 82-й истребительной авиагруппой полковник Кларенс Теодор Эдвинсон. В тот день перед ней поставили задачу — разыскивать и уничтожать немецкие колонны, а также железнодорожные составы близ Сеницы, Рашки, Нови-Пазар и Митровицы (то есть Косовской-Митровицы). Так было написано в сообщении, которое американская сторона направила СССР через 13 дней после инцидента.

В небо поднялись все три эскадрильи 82-й истребительной авиагруппы, то есть 95-я, 96-я и 97-я истребительная эскадрилья. Из вооружения — тяжелые двухмоторные дальние истребители (с дополнительными топливными баками) и достаточно мощно вооруженные Р-38 «Лайтнинг». В общей сложности с аэродрома вылетели 60 Р-38, и как минимум двум из них вскоре после взлета пришлось вернуться из-за поломок.

Близ Сенице 97-я эскадрилья с 17 Р-38 по приказу Эдвинсона отклонилась и «занялась» своим участком, а оставшиеся две эскадрильи по ошибке долетели до Ниша. Однако американцы считали, что город под ними — это Нови-Пазар.

Задачи были распределены следующим образом: 95-я эскадрилья, которой командовал непосредственно Эдвинсон, должна была атаковать наземные цели, а 96-я эскадрилья прикрывала ее с воздуха. Пилоты 95-й эскадрильи сначала разбомбили два локомотива и несколько вагонов, стоявших на путях, а затем их внимание привлекли клубы пыли на дороге из Ниша в сторону Алексинаца. В тот момент по дороге следовала колонна с командованием 6-го гвардейского стрелкового корпуса.

Жребий был брошен, и оставался только вопрос, кто станет жертвой. «Лайтнинги» 95-й эскадрильи ударили по советской колонне всей своей мощью. Пострадал и штабной автомобиль с командующим корпусом лейтенант-поручиком Котовым, для которого этот случай стал роковым. Впоследствии в журнале боевых действий корпуса зафиксировали потери: 30 человек убитыми и 38 раненых.

Рев авиационных двигателей, грохот оружия и дым, поднимающийся от уничтоженных автомобилей, — все это услышали советские летчики на близлежащем аэродроме. В небо поднялись девять истребителей 866-го полка, и так завязался бой с «Лайтнингами».

Первыми поняли, что что-то не так, советские пилоты. Скорее всего, они осознали это даже быстрее, чем сообщают некоторые источники, согласно которым, советские летчики сначала приняли двухбалочные Р-38 за немецкие Focke-Wulfy Fw.189. Если не учитывать, что они различаются по мощности и предназначению, то остается еще тот факт, что самолеты Fw.189 из-за своего предназначения (это преимущественно разведывательный самолет, а значит, не очень мощный) не летали такими многочисленными группами.

Когда советские пилоты поняли, что перед ними американцы, они принялись маневрировать таким образом, чтобы противник заметил красные звезды на их фюзеляже. Наконец это удалось командиру и главному асу 866-го полка капитану Колдуну. Впоследствии, когда в дело вступили дипломаты, американцы высоко оценили его смелые действия.

Зенитная батарея капитана В. Дмитриева ведет бои в районе Белграда.

Во время воздушного боя были сбиты два американских Р-38 и три советских Як-9. Третий истребитель Р-38 стал жертвой зенитных орудий. Однако капитал Чарльз Кинг сумел совершить экстренную посадку на горящем самолете и выжил, несмотря на тяжелые ранения, в отличие от двух других своих сослуживцев.

Советские силы также понесли немалые материальные потери. «Лайтнинги» уничтожили 28 грузовых и четыре легковых автомобиля, три цистерны с топливом, два локомотива, а также повредили 22 грузовика и 25 железнодорожных вагонов.

Конец истории и извинения

Через два дня после инцидента, девятого ноября, генерал-майор Дж. Р. Дин, американский военный атташе в Москве, получил сообщение от советского генерала армии А. И. Антонова, который занимал должность заместителя начальника генерального штаба Красной армии. В сообщении Антонов, разумеется, требовал от союзников расследовать происшествие и выражал удивление в связи с тем, что американские самолеты нанесли удар по освобожденной территории, в 50 километрах от линии фронта, хотя о том, что Ниш взяла Красная армия, Советское информбюро сообщило еще в середине октября.

Интересно, что Антонов, описывая те события с русской точки зрения, преуменьшил потери погибшими. По его словам, в результате удара американских истребителей по колонне погибли, помимо Котова, еще два офицера и три военнослужащих младших званий (сравните это с потерями, описанными в журнале боевых действий, см. выше).

Еще за час до полуночи, с девятого на десятое ноября, Дин встретился с Антоновым (они оба работали в Москве) и проговорили до десяти утра. От генерального штаба Красной армии участие во встрече принимал также генерал-майор Славин, а также необходимые сторонам переводчики.

Дин извинился за трагический удар от имени правительства Соединенных Штатов. Потом во время переговоров Дин обмолвился, что пилот (вероятно, имелся в виду командир всей группы) утратил ориентацию или просто был глуп. Долго обсуждали недостаточную координацию двух сторон при ведении боев, что увеличивало риск случайных столкновений. Однако участники переговоров так и не нашли решения этой проблемы. Американцы предлагали обменяться достаточным количеством офицеров для обмена информацией на уровне командований, а советские руководители предпочитали сохранить прежний порядок информирования через генеральный штаб в Москве, хотя это была слишком длительная процедура.

К произошедшему седьмого ноября Дин еще раз вернулся в письме к Антонову от 20 ноября. В нем он, в частности, рассказал об итогах расследования. Было установлено, что виной всему оказалась ошибка в навигации, совершенная командиром группы, который еще и перепутал Ниш с Нови-Пазар. Все американские пилоты, участвовавшие в операции, думали, что наносят удар по немцам. Также Дин написал, что советские истребители вмешались в происходящее по праву. В конце он снова выразил сожаление в связи с произошедшим.

Свои извинения советской стороне 14 ноября принес и американский посол в Москве Гарриман. Он извинился от имени президента Рузвельта и начальника генерального штаба американской армии генерала Маршалла.

Чтобы успокоить СССР, командующего 82-й истребительной авиагруппой Эдвинсона отослали в Соединенные Штаты. Однако его карьере в авиации это не повредило, и впоследствии он многого добился. Через два года все равно началась холодная война, так что этот инцидент роли не сыграл.

Ради собственных интересов стороны с самого начала пытались скрыть этот инцидент или хотя бы не создавать вокруг него шумиху, потому что не хотели подыгрывать нацистской пропаганде, которая обязательно воспользовалась бы случившимся по максимуму.

Упомянуть стоит и тот факт, что через несколько дней после этого трагичного инцидента советская сторона сама предложила американцам продолжать наносить авиаудары по отступающим немецким подразделениям в Югославии (Белградская операция освободила восточную часть Югославии, но в западных областях немецкие силы еще оставались, и после их отхода на север они также могли участвовать в обороне Венгрии и Австрии).

Несколько вопросов в заключение

Как уже говорилось в начале статьи, случай под Нишем окружен вопросами и связан с некоторыми непонятными фактами. Для кого-то подозрительно уже то, что американцы перепутали два города разные по размеру. Кроме того, в неправильном меcте они нанесли удар еще и по железной дороге, хотя в Нови-Пазар нет железнодорожного сообщения. Правда, расследование показало, что карты города Нови-Пазар и Ниш очень похожи.

Трудно объяснить и то, что после возвращения с задания Эдвинсон не сообщил об ошибочном ударе в командование Средиземноморскими союзными ВВС, а уехал отдыхать в Рим.

Однако в случае Эдвинсона вопросы вызывают не только его молчание и решение отправиться на отдых. Хуже то, чем бывший сослуживец Эдвинсона офицер Джером Ловенберг похвалился перед историком авиации Гарольдом Майерсом. По его словам, когда Эдвинсон первым нанес удар по советской автоколонне, несколько американских пилотов закричали по радиоканалу, что это русские, но командующего авиагруппой их слова не остановили. Теперь остается только ждать, когда будут рассекречены все документы следствия, которые, возможно, подтвердят нечто подобное.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

 

Источник

Источник ➝

Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь

Пышная свадьба королевы Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского состоялась 10 февраля 1840 года в Сент-Джеймсском дворце. Это было невероятное событие. Придворные вспоминали, что, с тех пор как в ноябре было объявлено о помолвке, предсвадебная лихорадка охватила всю страну. «Во дворце не слышали ничего, кроме голубей и купидонов».

Виктория взошла на престол в июне 1837 года, всего через месяц после своего 18-летия. Юная королева не собиралась долго править в одиночку, но в то же время с ужасом думала о замужестве.

Именно так она и записала в своем дневнике: «Я настолько привыкла поступать по-своему, что готова поставить 10 к 1, что никогда ни с кем не соглашусь». Больше всего она боялась, как и королева Елизавета I, что муж будет ограничивать ее власть. Она неохотно обсуждала вопрос замужества.

 
Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь
Юная королева Виктория

Что нельзя было сказать о королевской семье. Ее близкие давно мечтали о том, чтобы Виктория вышла замуж за своего кузена, принца Альберта, племянника матери Виктории, герцогини Кентской. Их объединяло то, что они ровесники и в свое время их приняла на свет одна и та же акушерка Шарлотта Хайденрайх фон Зибольд.

Последний раз Виктория видела Альберта, когда он с братом Эрнстом посетил Лондон незадолго до ее семнадцатилетия, в мае 1836 года. Девушка записала в своем дневнике, что Альберт был «чрезвычайно красив; его волосы такого же цвета, как и мои; глаза большие и голубые; у него красивый нос и сладкий рот с прекрасными зубами». Он был «полон доброты и нежности, очень умен и интеллигентен».

Альберт не был готов к бесконечному кругу балов и развлечений, которые проходили в преддверии дня рождения Виктории. К этому дню (24 мая) ему эти придворные занятия порядком поднадоели. На празднике он протанцевал всего два танца и, устав, удалился домой.

Это не мешало им с Викторией прекрасно понимать друг друга. Когда настало время молодому человеку возвращаться в родную Германию, Виктория «очень горько плакала». Несмотря на это, став королевой, она не выказывала особого желания как можно скорее выходить замуж. Узнав, что Виктория стала королевой, принц Альберт написал ей поздравительное письмо. В нем юноша формально пожелал ей долгого счастливого царствования и чтобы она никогда не забывала о своих кузенах. Тем временем пресса активно обсуждала, за кого молодая королева все-таки пойдет замуж. Чаще всего щелкоперы называли имя Альберта и его брата.

Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь
Свадьба королевы Виктории и принца Альберта

Они не заставили себя долго ждать и прибыли с визитом в Виндзор 10 октября 1839 года.

Виктория старалась скрыть свои чувства, но только не от дневника: «Красота принца поразительна. Он так любезен и непринужден, очень обаятелен». Уже через четыре дня Виктория сообщила премьер-министру, лорду Мельбурну, что пересмотрела взгляды на замужество. Тот одобрил ее выбор и заметил, что молодой человек приятен и хорош собой, ну а что касается характера… когда-нибудь нужно же и рисковать.

Как монарх, Виктория сама должна была сделать Альберту предложение. Она не тратила на это много времени. После полудня 15 октября она послала за ним и попросила его жениться на ней. Когда принц согласился, они обнялись, а молодая королева была переполнена радостью. Свои чувства она вновь доверила дневнику: «О как я обожаю и люблю его!». Альберт испытывал то же самое. Своему другу он сказал, что на вершине счастья.

Вместе с лордом Мельбурном королева начала планировать свадебные торжества. В отличие от предыдущих королевских свадеб, она твердо решила, что ее подданные смогут увидеть всю торжественную процессию, направляющуюся к Сент-Джеймсскому дворцу, где состоится церемония бракосочетания. Она пригласила больше гостей, чем кто-либо из английских королей и королев до нее.

Свадебное платье правительница подбирала по своему вкусу. Ей предлагали красное бархатное парадное, но она отказалась в пользу платья белого цвета, символизирующего чистоту и невинность. В этом был практический смысл. Простолюдины могли увидеть ее издалека. Таким образом, королева установила свадебную традицию, которая будет соблюдаться во всем мире. Женщины стали подражать Виктории в свадебной моде.

 
Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь
Реконструкция свадебной фотографии

 

Она подобрала белые платья не только для себя, но и 12 «подружек невесты». Но кто должен был играть эту роль? Принц поставил условие, что это должны быть дамы с безупречной репутацией. Найти таких было не просто. Многие из придворных дам имели любовников. Кроме того, королевская часовня в Сент-Джеймсе могла вместить только 300 человек. Это вынудило сокращать список гостей. Виктория продумывала различные варианты. В результате она отдала предпочтение партии вигов и из партии тори пригласила только пять человек.

В день свадьбы шел проливной дождь. Но это ничуть не испортило ей настроение. «Как ты сегодня себя чувствуешь и хорошо ли спал?» — она весело написала своему жениху. Толпы людей на улице, собравшиеся с восьми часов утра, не обращали внимания на непогоду. Они радостно закричали, увидев молодую королеву, проезжавшую мимо в карете, в прекрасном белом платье, с бриллиантовым ожерельем и сапфировой брошью, подаренной ей Альбертом. Несмотря на то, что жених был одет в ало-белую форму британского фельдмаршала, он явно не произвел на публику благоприятного впечатления. Флоренс Найтингейл, стоявшая в толпе, заметила, что он, по-видимому, был одет в одежду, специально одолженную для торжества.

Отец Виктории умер, когда она была еще совсем маленькой, ее вел под венец герцог Сассексский. Пока они шествовали через парадные залы к Королевской часовне, подружки невесты, про которых один из гостей сказал, что они были одеты как «деревенские простушки», пытались справиться с 18-футовым шлейфом королевы и не наступить друг другу на ноги. Невеста была от них в восторге. В своем дневнике Виктория записала, что они производили прекрасное впечатление в своих белых платьях, украшенных белыми розами.

Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь
Королева Виктория

Свадебный обед состоялся в Букингемском дворце. Прежде чем все началось, молодожены провели полчаса наедине. Впрочем тайну уединения она поведала все тому же дневнику. Они пообещали никогда не иметь секретов друг от друга. За столом съели около сотни пирожных, еще большую часть раздарили послам, родственникам, государственным чиновникам. Свадебный торт имел гигантские размеры. Он весил 300 фунтов, имел 9 футов в окружности и 16 дюймов высотой. Неудивительно, что его несли 4 человека. Произведение кулинаров было украшено фигурой Британии в окружении купидонов, один из которых держал книгу с датой свадьбы.

Как только пир закончился, королева переоделась в белое шелковое дорожное платье и вместе со своим мужем отправилась в Виндзорский замок. Летописец Чарльз Гревилл ворчливо записал, что карета была слегка потрепанной и имела небольшой эскорт. Все действия были продуманы Викторией с точки зрения политического пиара. Толпа, уставшая от излишеств? с восторгом встретила свою королеву. Возгласы сопровождали их всю дорогу до самого Виндзорского дворца.

Свадьба королевы Виктории и принца Альберта: истинная любовь на всю жизнь
Королевская семья

К семи часам вечера у уставшей королевы разболелась голова, она прилегла отдохнуть. Ее внимательный Альберт все время был рядом. «Его забота дала мне чувство небесного счастья и любви, которое я никогда не надеялась получить», — такую запись сделала Виктория в день свадьбы.

Через несколько недель после свадьбы королева забеременела. У них родилось девять детей. Четыре мальчика и пять девочек.


Источник: https://travelask.ru/blog/posts/21027-svadba-korolvy-viktori...

12 миллионов для любимой собаки и другие необычные завещания известных людей

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх