23 758 подписчиков

• Александр Зиборов
    Слава героям! Достойные наследники героев прошлого!!! + Александр ЗИБОРОВ: «ПОДВИГ БРИГА «МЕРКУРИЙ» - https://medve...Как маленький рус...
  • stas petrov
    Вечная честь и слава Русскому флоту!Как маленький рус...
  • Владимир Eвтеев
    Вообще-то первым на землю Аляски ступил Дежнёв, воистину несправедливо забытый герой русского народа. Это у...Забытый первооткр...

На заре эволюции человек часто помогал себе «третьей рукой»

Раскопки на знаменитом «кладбище неандертальцев» в Испании позволили установить, какая часть тела развилась у наших далеких предков лучше и раньше других.

Удивительную особенность древних людей выявили испанские археологи под руководством профессора Хуана Луиса Арсуага Феререса (Juan Luis Arsuaga Ferreras at the UCM-ISCIII Joint Centre for Research into Human Evolution and Behaviour in Madrid, Spain). Они проводили раскопки в так называемой «Расщелине костей» (Sima de los Huesos) - могильнике, расположенном на севере Испании в горах Сьерра-де-Атапуэрка. Это место еще называют кладбищем неандертальцев. Поскольку здесь были обнаружены останки нескольких десятков представителей этого вида людей - множество полных скелетов.

Кладбище неандертальцев в Испании. Фото: UCM-ISCIII

Профессор с коллегами исследовали останки, возраст которых исчислялся от 300 до 400 тысяч лет. В распоряжении ученых оказались кости и черепа 17 ранних неандертальцев, которые обитали в округе на протяжении не менее 100 тысяч лет. И это дало возможность посмотреть, как шла их эволюция.

Один из 17 исследованных черепов. Фото: UCM-ISCIII

Казалось бы, этим - пусть дальним, но все же нашим предкам - в первую очередь следовало бы развить мозги.
И соответственно, увеличить черепную коробку. Но она оставалась весьма примитивной.

На заре эволюции человек часто помогал себе «третьей рукой»

Сравнение "старых" и молодых" черепов не выявило существенных изменений в форме черепной коробки и объеме мозга. Фото: UCM-ISCIII

Как установили испанцы и сообщили об этом в авторитетном научном журнале Science, вместо мозгов неандертальцы развили зубы и челюсти.

- Эволюция неандертальцев, похоже, началась с жевательного аппарата, - подчеркивает Арсуага. - Особенно активно они пользовались передними зубами.

Ученые проанализировали характер износа резцов и пришли к выводу, что неандертальцы орудовали челюстями словно бы третьей рукой. Удерживали во рту различные предметы, чтобы освободить для манипуляций две нормальные руки.

- Например, - поясняет профессор, - они могли ухватить зубами большой кусок мяса, одной рукой оттягивать его, а другой - разделывать на более мелкие кусочки.

Третьей рукой люди пользовались, как минимум, 100 тысяч лет. Фото: UCM-ISCIII

А В ЭТО ВРЕМЯ

И в Крыму жили неандертальцы

В прошлом году археологи обнаружили зуб неандертальца в Крыму во время раскопок дна стоянке "Заскальная V".

- Зуб неандертальца находился на глубине примерно три с половиной метра, - рассказал "КП" доктор исторических наук, директор Крымского филиала Института археологии Виктор Чабай. - Этому слою почвы ориентировочно 115 тысяч лет. Стало быть, можно предположить, что зубу около 80 тысяч лет.

Сейчас ученые изучают зуб. После испанского открытия не худо было бы теперь и нам проверить этот зуб на предмет его использования, как элемента «третьей руки». И посмотреть, избавились ли неандертальцы от привычки хватать предметы ртом за 200 с лишним тысяч лет.

Кстати, у некоторых современных народов зубы до сих пор развиты лучше всего остального. Почти как у ранних неандертальцев. К примеру, Максим Горький писал, что у американцев на лице прежде всего видишь зубы.

У американцев "третья рука", хорошо развита до сих пор. Фото: Соцсети