Пост памяти: дети в кино (27 фото)

Они были ещё детьми когда снимались в своих первых фильмах - однако порой играли даже лучше, хотя тогда не были профессиональными актёрами.

А игра детей в фильмах всегда представляет интерес.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Пётр Черкашин (09.10.1961г - 6.1994г)

Пётр Черкашин (09.10.1961г - 6.1994г) память, фильмы, фото, юные актеры

Родился в Москве.
С пяти лет снимался в детских фильмах: «Полчаса на чудеса» (1968), «Вот моя деревня» (1972), «"Тигры" на льду» (1971),"Происшествие" (1974)
«Валерка, Рэмка +» (1970), «Мальчишки ехали на фронт» (1975) и других.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

После окончании школы у него была возможность легко поступить в театральное училище им.

Щукина, но он не захотел.
Окончив 10-й класс, ушёл служить в армию. Служил в ВДВ.
После демобилизации поступил в МГРИ (Московский геологоразведочный институт) и окончил его.
Работал геофизиком в Мурманске, ходил на корабле.
Трагически погиб в июне 1994 года.

Богатырёв Вячеслав Михайлович (27.05.1972г - 16.03.2001г)

Богатырёв Вячеслав Михайлович (27.05.1972г - 16.03.2001г) память, фильмы, фото, юные актеры

Актёр, моряк. Жил в г. Одессе.
В 14 лет сыграл одну из главных ролей в фильме "Секретный фарватер" (1986) - юнгу Шурку Ластикова, по этой роли его помнят и в наши дни, хоть в кино Вячеслав больше не снимался.
Вскоре, после съемок фильма, в 1987 году у него умерла мать.
Остались отец и два брата (Слава был средним сыном в семье).
Вся его жизнь была связана с морем.
После школы он поступил в морское училище, в 1989 году, женился, в 1990 году родилась дочь.
В этом же году его призвали на военную службу.
Служил на Черноморском флоте, но не 3 года, как тогда полагалось, а 2, так как у него был ребёнок.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Однажды в часть, где он служил, приехали из Севастопольской киностудии и предложили Вячеславу сыграть роль сына конюха, но он отказался, сказав:
"Я свой выбор сделал - море!"
Но я почему-то не сомневаюсь, если бы кинематографисты предложили ему сыграть роль моряка, он бы наверняка согласился.
После демобилизации Вячеслав Богатырёв работал матросом на гражданских судах, ходил в дальние рейсы.
Трагически погиб 16 марта 2001 года, похоронен в г. Одессе на Таировском кладбище.
В октябре 2011 года у него родилась внучка.

Сергей Кудрявцев (1962г-2003г)

Сергей Кудрявцев (1962г-2003г) память, фильмы, фото, юные актеры

Играл в школьном театре.
В 1975 году в многосерийном телевизионном фильме "Такая короткая долгая жизнь" сыграл школьника Говорухина.
В 1976 году исполнил главную роль Сани Григорьева (в детстве) в фильме "Два капитана".
Потом в 1977 и 1978 гг. были ещё две небольшие роли: мальчика-слуги в "Инкогнито из Петербурга" и "Топорика" (из компании Топора) в Деле N13 "До третьего выстрела" из цикла "Следствие ведут Знатоки".
На этом карьера актёра была закончена.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

В конце 70-х был осужден на 9 лет.
Последние годы выпивал, погиб в декабре 2003 года, был сбит автомобилем на Михалковской ул. в г. Москве.
К сожалению полной информации о нём нет, так как и родственников его тоже давно нет.

Тихонов Сергей Михайлович (25.12.1950г - 21.04.1972г)

Тихонов Сергей Михайлович (25.12.1950г - 21.04.1972г) память, фильмы, фото, юные актеры

Будущий актёр родился в Москве.
Жил на Красной Пресне.
Сережа Тихонов сыграл в кинематографе всего три роли, но его игра надолго запомнилась зрителям.
На роль Мальчиша-Плохиша был приглашён режиссёром Евгением Шерстобитовым, которому Серёжа был знаком по роли Джонни Дорсета в новелле «Вождь краснокожих» в фильме-трилогии Леонида Гайдая «Деловые люди».
Евгений Шерстобитов, наблюдавший съёмки с Тихоновым, сказал тогда своему помощнику: «Лучшего Плохиша нам не найти».

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

В одном из интервью режиссёр отозвался об актёре: "не надо быть режиссёром, чтобы увидеть, каким редким актёрским даром обладал этот ребёнок".
Артист Сергей Мартинсон сомневался, стоит ли ему играть в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише», но когда познакомился с Серёжей и разыграл с ним этюд: «Пряник медовый дашь?..
А два дашь?..
А теперь халву давай, да побольше, а то не скажу…», — согласился.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Нина Гребешкова: «...Если бы Леонид Иович был жив, он бы вам многое рассказал, как он с ним работал, как роль вытягивал.
Вообще он любил Серёжу.
Сначала ведь на роль Джонни планировали Румянцеву, но, когда Гайдай увидел Сережу, он сразу решил, что Вождя Краснокожих будет играть именно он...».
В 1966 году Сергей окончил 8 класс школы № 90 Краснопресненского района.
После съёмок в фильме «Дубравка» пытался поступить во ВГИК, курс (Курс С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), но не был принят.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Отслужил в Советской Армии.
После демобилизации стал завсегдатаем ипподрома.
Сергей, вследствие своей известности и общительности, очень быстро стал там своим человеком.
Но продолжалось это недолго.
Возник конфликт, который стоил ему жизни.
Поздним вечером 21 апреля 1972 недалеко от ипподрома его столкнули под проходящий трамвай.
Сергей скончался до приезда скорой помощи...

Дима Дедюшко (21.09.1999г - 03.11.2007г)

Дима Дедюшко (21.09.1999г - 03.11.2007г) память, фильмы, фото, юные актеры

Родился в Москве.
Учился в школе с углубленным изучением иностранных языков, играл на аккордеоне.
Отец Александр Дедюшко, гордился сыном и хотел вырастить настоящего мужчину.
Они часто посещали спортзал, бассейн.
Дома были установлены тренажеры.
Уже в 3 года Дима хорошо подтягивался на перекладине и отжимался от пола.
Очень переживал за отца, когда тот, например, прыгал с моста или выскакивал из-под несущейся на огромной скорости машины.
Снялся в фильмах «Реальный папа» (главная роль - Сережа), «Вечерняя сказка» (главная роль - Даня), «Сармат» (сын Сарматова) и «Платина» (эпизодическая роль), сыграл роль Томата в рекламном ролике.
Погиб вместе с родителями в автокатастрофе 3 ноября 2007 года. Семья похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Сироткин Алексей Олегович (05.08.1964г - 26.11.2008г)

Сироткин Алексей Олегович (05.08.1964г - 26.11.2008г) память, фильмы, фото, юные актеры

Алексей Сироткин, изображавший Мишку в картине «Где это видано…» и вместе с героем Крупеникова поющий на сцене куплеты, ушёл из жизни в возрасте 44 лет в ноябре 2008 года.
В детстве Алеша снялся в нескольких фильмах, а потом стал музыкантом - играл в ансамбле на электрогитаре.
За три года до смерти женился, но почти сразу развёлся.
Потом у него нашли неизлечимую болезнь.
Поклонники начали собирать деньги на дорогостоящее лечение за границей. Но спасти Алексея не успели.

Игорь Шульженко (1958г - 2009г)

Игорь Шульженко (1958г - 2009г) память, фильмы, фото, юные актеры

О себе рассказывал сам Игорь: "
...- Да, я сниматься не хотел, это папа меня подтолкнул, хотя сам он никакого отношения к кино не имел, работал конструктором в литейном производстве.
Мама тоже была конструктором.
Так что никакой такой мечты у меня не было.
А получилось так, что к нам в школу пришли с киностудии, сказали, что ищут актеров для съемок в «Кортике».
Я им понравился. Сперва были фотопробы, потом кинопробы с текстом.
Народу много пробовалось, а выбрали меня.

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Мама категорически была против.
Мне было 14 лет, переходный возраст, а тут живешь в экспедициях, без родителей.
Съемки-то в основном были не в Минске, а в Вильнюсе и Гродно.
Я до всей этой истории учился неплохо, в образцово-показательной школе №111.
А потом за год съемок разболтался на нет.
Какая там учеба была?
Пристроили нас в Вильнюсе в школу, мы сходили один раз, что-то там в химкабинете взорвали - и все, прощай, школа.
Потом учителя к нам в гостиницу приходили, но это разве учеба?
В кино я такой правильный пионер, и в жизни пионером был правильным, а в комсомол уже не приняли.
После школы поступил в радиотехнический институт, через год бросил.
Поступил в политех - тоже бросил.
Лентяй был законченный..."
Работал плиточником.
Ушел из жизни в феврале 2009 года.

Татьяна Прохорова

Татьяна Прохорова память, фильмы, фото, юные актеры

Украшением картины Элема Климова "Добро пожаловать , или Посторонним вход воспрещен" стала девочка с «вавилонами» на голове и дочка «того самого товарища Митрофанова», которую сыграла Таня Прохорова. Как рассказывали, юная актриса не смогла пережить успех, свалившийся на нее после выхода фильма. Она чувствовала себя звездой, хотя ее больше не приглашали сниматься. Забросила учебу, с трудом окончив школу. Тут же выскочила замуж. Но ее требования к жизни были настолько высоки, что супруг вскоре ушел от нее… Она начала пить. В какой-то момент Прохорова продала свою московскую квартиру и перебралась в Подмосковье. О ней ходило много слухов, мол, якобы связалась с дурной компанией, спилась и даже сидела в тюрьме. Что на самом деле происходило в те годы с Татьяной Прохоровой, не известно. Она умерла в 40 с небольшим лет.

Крюков Игорь Борисович  (02.05.1952г - 13.07.1996г)

Крюков Игорь Борисович  (02.05.1952г - 13.07.1996г) память, фильмы, фото, юные актеры

Помните мальчика Марата из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", который первый пошёл в крапиву?
Игорь учился в школе № 409 Калининского района Москвы (с 1966 года — "английская" спецшкола № 67).
В "артисты" его не пустила мама.
Окончил МВТУ имени Баумана.
Занимался исследовательской деятельностью.
В жизни, до последних дней, он был жизнерадостным, добрым, умным и очень весёлым человеком.
И у него всегда было много друзей.
Ушёл из жизни 13 июня 1996 года.

Миша Дьяков

Миша Дьяков память, фильмы, фото, юные актеры

В фильме Татьяны Лиозновой "Евдокия" (1961) сыграл Сашеньку в детстве. Помните?
Отличный фильм "Евдокия" и удивительная роль мальчика, который так рассудительно "выбирает" себе маму и как старательно отвечает он на вопрос об отчестве: Евдокимович.
К сожалению о нём ничего неизвестно кроме года смерти.
Ушёл из жизни в 2006 году.

Клименков Игорь Афанасьевич  (13.03.1934г - 12.03.2006г)

Клименков Игорь Афанасьевич  (13.03.1934г - 12.03.2006г) память, фильмы, фото, юные актеры

В 13 лет исполнил роль мальчика-пажа в знаменитой "Золушке" (1947, режиссёр Надежда Кошеверова). Поступив в театральный институт, Игорь бросил его, не проучившись и года.
Пробовал поступить в художественно-промышленное училище имени Мухиной, но не прошёл по конкурсу. Поступив в Педагогический институт имени Герцена и проучившись там несколько семестров, Клименков понял, что не сможет стать учителем истории.
Уйдя из института, Игорь снова оказался не у дел, и тут он увлекся гитарой.
Открыл секцию в Доме художественной самодеятельности, а спустя годы — отделение в музучилище.
Позже и сам стал делать гитары.
Как гитарных дел мастер Клименков занесен в "Энциклопедию гитарного искусства" и в справочник "Художественный фонд России".
Но у "юного волшебника" была ещё одна мечта - создать детский кукольный театр.
Помещение под театр он с супругой получили в Крыму, и всех кукол-марионеток Клименков сделал своими руками.
Театру Игоря Клименкова уже более 40 лет, его с удовольствием посещают дети и сегодня.
Ушёл из жизни 12 марта 2006 года в Симферополе.
Похоронен на местном кладбище селе Новенькое Бахчисарайского района , Крым, где прожил большую часть своей жизни.

Калинин Максим Николаевич  (31.08.1968г - 01.12.2011г)

Калинин Максим Николаевич  (31.08.1968г - 01.12.2011г) память, фильмы, фото, юные актеры

В 1979 году сыграл Вову Королькова в фильме "Приключения Электроника"
Родился в Москве.
Проходил срочную военную службу в Группе советских войск в Германии.
Увлекался горным туризмом.
Окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова.
Работал брокером фондового рынка и в различных банках.
Автор многочисленных статей по вопросам регулирования финансового рынка и развития его инфраструктуры, опубликованных в профильных периодических изданиях.
Он не получил при жизни государственных наград или напыщенных титулов, главным призом по жизни ему стала его семья, огромное количество друзей и просто уважающих его людей.
Ушёл из жизни 1 декабря 2011 года.
(По версии следователей свёл счёты с жизнью, выбросившись из окна своей квартиры на Строгинском бульваре.
Проживал в квартире один — его супруга с сыном жили в Португалии в собственном доме и лишь изредка навещали главу семейства.)

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

Александр Богданов  (1958г — 9 апреля 1985г)

Александр Богданов  (1958г — 9 апреля 1985г) память, фильмы, фото, юные актеры

В 15 лет сыграл Лёву Булкина по кличке "Батон" в фильме Динары Асановой "Не болит голова у дятла".
В 1976 в фильме "Ключ без права передачи" сыграл Сашу Майданова ученика 10-го "Б".

Пост памяти: дети в кино память, фильмы, фото, юные актеры

В двадцать четыре года отец двух детей. Много пил.
Не работал.
Был зверски убит приятелями по компании.
Сначала стукнули молотком, потом зашили в мешок  и на санках вывезли к канаве, что за ж\д платформой "Дачное" Балтийской дороги. Мешок стали жечь.
Он пришёл в сознание, но его добили.
Преступники задержаны и осуждены.
У него был настоящий актёрский талант... и он был актёром без всяких оговорок.
Возможно, без Динары Асановой мы бы никогда не узнали об Александре.
Асанова искала и находила настоящих самородков, о которых помнят много лет...

Андрей Лавриков  (1958 или 1959г - 22.11.1976г)

Андрей Лавриков  (1958 или 1959г - 22.11.1976г) память, фильмы, фото, юные актеры

Учился в 10 классе.
Сыграл Андрея Шарова у Динары Асановой в фильме "Ключ без права передачи" .
Покончил жизнь самоубийством (повесился) 22 ноября 1976 года.
В те годы о таких случаях только шептались, говорили, что у парня произошёл внутренний разлад между действительностью и иллюзиями, которые принесло в его жизнь кино.

Царёв Вячеслав Валентинович  (1951г - 28.06.2006г)

Царёв Вячеслав Валентинович  (1951г - 28.06.2006г) память, фильмы, фото, юные актеры

Наиболее известный ролью мальчика с сачком в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», который вечно появлялся в кадре с дурацким вопросом:
«А чо вы тут делаете, а?» .
Эта фраза настолько понравилась зрителям, что стала по настоящему крылатой, а самого Славу стали узнавать на улицах.
Слава жил в деревне Троице-Голенищево рядом с «Мосфильмом».
Катался как-то с друзьями на троллейбусе «зайцем», вдруг появляется контролёр и спрашивает Славу: «Хочешь в кино сниматься?» Это был режиссёр Элем Климов.
Когда мама привезла Славу на студию, там было уже более 300 детей.
Из деревни — только один.
Спел «Взвейтесь кострами!», стихотворение рассказал.
Съёмки фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» проходили в пионерлагере «Орленок» и доставляли ребятам огромное удовольствие.
Спустя пару лет Слава вновь оказался на съемочной площадке.
И не у кого-нибудь, а у самого Тарковского в его картине «Андрей Рублев», где сыграл Андрейку.
До окончания школы Слава успел также сняться в эпизоде фильма «Ташкент - город хлебный» и в главной роли Анчутки в сказке Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи».
После окончания школы Вячеслав Царев отслужил три года на флоте, после чего сразу женился.
У супругов родился сын, однако, прожив вместе пять лет, они развелись.
Позже Вячеслав женился второй раз, и тот брак оказался более удачным.
За свою жизнь Вячеслав Царев кем только не работал: грузчиком в винном магазине, уборщиком в подмосковной психиатрической клинике, продавцом мороженого, сторожем, дворником.
Вот только в кино сниматься его больше не звали...
Последние годы жизни Вячеслав Валентинович проживал в Бутово.
Жил бедно, любил выпить.
Умер 28 июня 2006 года в больнице после второго инсульта, не приходя в сознание.
Похоронен на Перепечинском кладбище.

Светлая и добрая память!

Светлая и добрая память! память, фильмы, фото, юные актеры

Источник: liveinternet.ru



Источник: http://fishki.net/2346483-post-pamjati-deti-v-kino.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com © Fishki.net

Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх