ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 758 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Колобродов
    ....стартовать из Финляндии (скажем, с Кеми) и приземлиться на Южном Сахалине. Расстояние при таком маршруте составля...Фашистские «Юнкер...
  • Не Он
    "Но ни японский каучук, ни вольфрам, ни редкоземельные металлы и легированные сплавы не могли помочь Третьему рейху. ...Фашистские «Юнкер...
  • КОЦО СИЛЯВСКИ
    Слово "КАЛАЧИ" имеется в болгарском языке как..."КОЛАЧИ"-маленькие хлебные круглие изделия "ГЕВРЕК"5 русских выражен...

Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

Необыкновенная в техническом , историческом, политическом и даже медицинском смысле. Как пишутся такие статьи? Заинтересовался вопросом - когда появились корабли-рефрижераторы? Услужливый интернет среди других сведений подсунул историю, как немецкий вспомогательный крейсер "Кронпринц Вильгельм" в первую мировую войну топил транспорты противника, предварительно пополняя с них запасы продовольствия, в том числе мороженое мясо и другие продукты отличного качества, но со временем на корабле начала распространяться непонятная болезнь, размах которой принял такие формы, что пришлось прекратить боевые действия и прибыть в США, где судно было интернировано.

Ну и начал раскручивать эту историю. Для начала - кто такой кронпринц Вильгельм? Он был старший сын кайзера Вильгельма II. Женат на герцогине Цецилии Августе Марии, её родители - герцог Фридрих Франц III Мекленбург-Шверинский и великая княжна Анастасия Михайловна, внучка Николая I. В её честь был назван систершип "Кронпринцесса Цецилия". На снимке царственная пара:

 
Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

Но если кто-нибудь ожидал рассказа о военном корабле, то напрасно. На исходе XIX века немцы смогли отобрать у англичан "Голубую ленту Атлантики" и теперь борьба за обладание самым быстрым лайнером велась между германскими судоходными компаниями.

Новейшее судно этого типа, четырёхтрубный "Кронпринц Вильгельм" при мощности своих машин в 36 000 лошадиных сил мог развивать скорость 23 узла при суточном расходе 500 тонн угля. Это было большим достижением, потому что ближайший соперник съедал в сутки 1200 тонн. Как и водилось в те времена,внутреенне убранство отличалось роскошью. Вот курительная комната:

 
Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

Хотели бы повоевать на корабле с такими условиями? Меж тем изначально, ещё при строительстве, в конструкцию закладывалась способность этого корабля при неоходимости превратиться в боевой.

Для этой цели на полубаке и надстройке судна были предусмотрены усиления для установки артиллерийских орудий, а наиболее уязвимые части корпуса – в частности, котельные и машинное отделения – получили конструктивную защиту. Для хранения боеприпасов в непосредственной близости от усилений под пушки были предусмотрены специальные складские помещения, в случае конверсии в боевой корабль переоборудовавшиеся в артпогреба.

Чрезвычайно разветвлённая телефонная связь на судне, бронированная радиорубка, новшество в области связи, прочные двери в водонепроницаемых переборках с электроприводом и возможностью централизованного управления.

Во время своего первого рейса в Америку 18 сентября 1901 года пароход был поражён волной-убийцой, такие погубили немало кораблей. "Вильгельм" достойно выдержал испытание, были повреждения в надстройке, срезаны вентиляторы, выдавлены иллюминаторы на мостике, в библиотеке. Но жертв удалось избежать. Ровно через год он завоевал "Голубую ленту Атлантики", поставив рекорд по скорости пересечения океана. В Нью-Йорк он пришёл с ободранным волнами корпусом, но это можно было назвать боевыми шрамами.

 
Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

В том же году наш герой утопил британский пароход "Роберт Ингам". После столкновения тот затонул за четыре минуты, тем не менее погибли только два англичанина. В следующем 1903 на борту был обнаружен больной оспой, но его вовремя успели изолировать. В 1907- произошло столкновение с айсбергом. В течение 30 секунд 17 водонепрницаемых отсеков были загерметизированы с помощью централизованного управления. Наружные палубы приняли тонны обломков льда, но корпус выдержал.

Потом были ещё столкновения, потери лопастей винтов, но корабль уверенно справлялся со всеми неприятностями. И вот наступил 1914 год.

Уже в июле в различные точки мирового океана отправились небольшие немецкие пароходы, которые должны были служить источниками снабжения для кораблей, которые занялись бы рейдерской войной. На начало августа "Кронпринц Вильгельм" и ещё три крупных и несколько более мелких судов находились в Нью-Йорке.

Капитан Гранн получил приказ принять дополнительный запас угля и воды. 1 августа ему был вручён секретный пакет. Следующие пару суток команда трудилась не покладая рук днём и ночью. Коммерческий рейс компания отменила и судно быстро превращалось в боевой корабль. Вся горючая отделка демонтировалась и укладывалась в трюмы, окна и иллюминаторы заделывались металлическими и деревянными щитами.

Всё это от американцев утаить не удалось, над судном было установлено наблюдение. И тут интересный момент. При желании американцы конечно нашли бы способ воспрепятствовать выходу судна, но этого не случилось. В ночь на третье августа во время сильной грозы капитан вызвал портовые буксиры и те, как ни в чём не бывало вывели немца из порта. На следующий день Германия вторглась в Бельгию.

"Вильгельм" смог уклониться от британских военных кораблей и встретиться с лёгким крейсером "Карлсруэ". На крейсер была перегружена часть угля, а с него получены два 88-милиллиметровых орудия и 290 снарядов к ним. Кроме того на лайнер поднялись 16 морских офицеров во главе с капитан-лейтенантом Паулем Тирфельдером, который стал командиром нового вспомогательного крейсера, поднявшего германский военно-морской флаг. Капитан Гранн принял должность старпома.

Объём статьи не позволяет полностью описывать подвиги рейдера. В итоге с августа 1914 по апрель 1915 года за 254 дня он прошёл более 37 с половиной тысяч морских миль, перехватил 31 вражеское судно и уничтожил 15 из них общим тоннажом 60 522 тонны. С одного из британских транспортов были даже перегружены и установлены на корме два 120мм орудия. Правда, снарядов к ним не оказалось. Вот они видны на корме "Кронпринца Вильгельма":

 
Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

Ориентировочная стоимость потопленных призов и грузов с них оценивалась Тирфельдером в 30 млн. золотых марок. Было захвачено более 900 пленных, из которых ни один не погиб, а подавляющее большинство смогло вернуться на родину еще в течение войны.

Но ещё в январе 1915 года англичане стали переходить к созданию конвоев под охраной боевых кораблей, которые рейдеру были не по зубам. К тому же на его борту стали происходить непонятные явления, особенно, если учесть, что грамотного терапевта на судне не было.

Сейчас-то любой из нас смог бы сделать диагноз, но то были другие времена. Аскорбиновая кислота (витамин С) была синтезирована только в 1928 году, а то, что цинга вызывается его отсутствием в пище, научно доказали только в 1932-м. Хотя англичане, доки в этих делах, включали в рацион моряков лимоны гораздо раньше, за что моряки других стран поддразнивали их "лимонщиками", но англичане только посмеивались и цингой не болели.

Моряки "Кронпринца Вильгельма" получали продовольственные запасы с кораблей, которые потом топили. Белая мука, полированый рис, консервированные овощи и фрукты. Мороженое мясо не могло полноценно снабдить немцев витаминами. Часть команды начали жаловаться на боли в ногах ниже колен, отекание лодыжек. Лица покрывала бледность, появилась одышка. По два человека в день стали выбывать из строя, с признаками расширения сердца, атрофии мышц и болью при надавливании на нервы, а также с анемией, не в силах выполнять свои обязанности. Наступил момент, когда слегли 110 человек из 500. Корабль был завален едой вплоть до пирожных, но невидимый враг оказался неумолимым.

Машины лайнера нуждались в капитальном ремонте – они просто не были рассчитаны на столь длительную эксплуатацию без должной профилактики. Корпусные конструкции также требовали ремонта, особенно обшивка левого борта, к которому швартовались суда – призы. Экипаж лайнера, состоявший в основном из гражданских моряков, был вымотан постоянным страхом перед погоней и тяжким трудом, опреснительные установки лайнера имели небольшую мощность и были сильно засолены.

В этих условиях Тирфельдер принял решение идти в ближайший нейтральный порт. Им стал американский Ньюпорт-Ньюс. Рано утром 11 апреля он сумел проскользнуть мимо британского броненосного крейсера "Саффолк" и вошел в гавань Ньюпорт-Ньюса. Хотя "Кронпринц Вильгельм" 19 апреля получил разрешение стать в сухой док, на этом доброта американцев иссякла. Рейдеру было позволено только очистить обросшее днище. Проводить ремонт поврежденной обшивки и форштевня ему не разрешили. К 26 апреля Тирфельдер осознал бесполезность своей борьбы и согласился на интернирование корабля. После вступления США в войну "Кронпринц Вильгельм" был захвачен и вошел в состав американского флота как войсковой транспорт "Фон Штойбен". Так он выглядел в составе американского флота:

 
Необыкновенная история крейсера "Кронпринц Вильгельм"

Надо сказать, что после перехода на питание свежими овощами и фруктами состояние больных моряков рейдера стало быстро улучшаться. Ещё в марте 100 из них заочно были награждены Железными крестами, но до конца войны они были вынуждены находиться в лагере для интернированных лиц.

На американской службе после ремонта и переоборудования лайнер ожидало ещё много приключений - от столкновения с авианосцем и атак подводных лодок до вспышки эпидемии гриппа среди перевозимых военнослужащих, когда погибло 40 человек. Всего в Европу "Фон Штойбен" перевёз более 14 000 военнослужащих, а после войны домой - 22 000. В итоге к 1923 году он был полностью изношен, ремонт признали нецелесообразным и в том же году отправили на металлолом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх