ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 762 подписчика

Свежие комментарии

  • маша наша
    Просто это предупреждение.Супергроза над Мо...
  • Ирина Черных
    Огромная благодарность за интересный рассказ об Адлере.Адлер в период Ка...
  • bianka Белая
    Автор, выучи русский язык!!!!Почему нам не рас...

Структурные элементы заговорного текста

Перечислим основные структурные элементы текста (или «формулы») восточнославянского заговора, традиционно выделяемые исследователями. 

Структурные элементы заговорного текста

Структурные элементы заговорного текста 

Впрочем, эта структура весьма редко оказывается представленной в развернутом, полном виде. Значительно чаще заговорный текст состоит из двух — трех, иногда даже одного из описываемых ниже элементов. 

Имеют место и региональные различия: на Русском Севере, например, были распространены большие, сложно структурированные, часто сохранявшиеся только в записанном виде тексты, содержащие все или почти все перечисленные ниже элементы; 
напротив, «южная часть восточнославянской территории демонстрирует б(льшую склонность своего населения к использованию небольших заклинательных текстов. 

Есть особенности и у полесской традиции. 
1. Молитвенное вступление — обычно молитва, 
. Оно может быть или полной, развернутой молитвой, способствующей вхождению субъекта в соответствующее психическое состояние, или просто краткой молитвенной формулой, открывающей заговорный текст. 
. В качестве примера приведем здесь текст волхва Велеслава- 
«Не я говорю- сам Велес говорит. я со словами- Велес с помощью» 

2. Зачин — текст взаимосвязанных образов , повествующий о входе субъекта в мир магических сил.
Содержит описание путешествия заговаривающего из дома в потусторонний мир , иногда мотив его волшебного одевания в небесные светила и др. 


В принципе описание может совпадать с реальными действиями субъекта во время заговаривания (хотя это совершенно необязательно), текстом, описывающим определенное действие и воспроизводящим то же магическое содержание. 

Но реальное воспроизведение описываемых действий (выход из дома, движение в поле на восток и т. п.) при произнесении зачина происходило далеко не всегда, и именно потому, что воспроизводится текст произносимый вслух: 
поскольку в магическом мире слово и дело фактически тождественны, одного произнесения текста достаточно, чтобы произвести желаемый результат. 
Ясно к тому же, что невозможно реально отправиться на море Океан к острову Буяну или покрыться небом, подпоясаться зарей и обтыкаться звездами, как это описывают тексты зачинов. Мы имеем дело, таким образом, с текстом и и сзаклинанием одновременно. 

2.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь, 
Выйду, ко Богам Родным обратясь (…). 
Другой типичный вариант севернорусского зачина: 
.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь, 
Выйду, ко Богам Родным обратясь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отыцусь (…). 
Зачин — не обязательный элемент заговорного текста. Восточнославянская традиция знает и более короткие тексты, которые начинались сразу с третьего элемента, а в украинской традиции практически представлены только они . 

В русских заговорах эпический зачин, судя по имеющимся записям, также явление достаточно позднее — он возникает не ранее 16-17 в., видимо, под влиянием других фольклорных жанров, а также как описание параллельных ритуальных действий, подкрепляющее их выполнение и способное их заменить при невозможности осуществить полностью требующийся ритуал. Отсутствует зачин и в заговорах других славянских народов. 

3. Описание действия в центре магического мира (эпическая часть) — текст связанных смыслами образов , повествующий о том, что и кто находится в центральной области сакрального пространства. 

Субъект исчезает, появляется персонаж-помощник. В качестве последнего могут выступать самые разные фигуры. 
Чаще всего это Боги славян : Велес (иногда и Бог Род), Лада, Духи и Предки и др. 

Но встречаются и демонические персонажи (обычно в текстах «черных», направленных на достижение гиной цели — навести порчу, приворожить любовь или рассорить влюбленных и т. п.): Мара, Чернобог, Кощей, Вий. 

В качестве помощников могут выступать змеи (змеиные цари и царицы), персонифицированные звезды, ветры, огненные стрелы и другие объекты. Представлены в восточнославянских заговорах и Духи Природы, чье появление уже не связывается с «черным» характером текста. 

Домового, лешего, водяного и пр. скорее нужно умилостивить, чтобы он не вредил, либо нейтрализовать его происки, что тоже могло быть предметом заговора (хотя в некоторых случаях прибегали и к их помощи). 

Персонаж обычно находится в точке максимальной сакральности: на белом камне, горе, престоле церкви, дереве, кусте и др.; в «черных» присушках, где возникает мотив огня, горения, разжигания страсти, Духи могут ковать в трех кузнях, возможны и другие локусы. 

Например, персонифицированные лихорадки обычно встречаются Богу или Духу (который их впоследствии заклинает и изгоняет) на берегу моря или озера, откуда они появляются, чтобы вредить человеческому роду. 

Во имя Сварога, Перуна и Велеса! 
Соль солена, 
Зола горька, 
Уголь чёрен, 
5. Нашепчите,наговорите 
На мою воду вмисе 
Для [такого-то дела]! 
Ты, соль,услади, 
Ты, зола,огорчи, 
10. Ты, уголь,очерни! 
Моя солькрепка, 
Моя золагорька, 
Мой угольчёрен. 
Кто выпьет моюводу — 
15. Отпадутвс



Подробнее:http://planetatain.ru/blog/strukturnye_ehlementy_zagovornogo_teksta/2015-04-07-11285#ixzz3WmPTM78V

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх