ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 755 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василиса Чудесная
    Все так и есть! Горбачева повесить при жизни.....Как готовили разв...
  • Нио Лайк
    "Русичи поняли, что Киев нельзя использовать в качестве надёжного источника силы и начали организовываться сами." Как...Терек в 1262 году...
  • александр пасечник
    ...прыжки с кочки на кочку...история от ЕГ...Терек в 1262 году...

Удивительные судьбы российских военных моряков. Е.С.Гернет

 
 
Удивительные судьбы российских военных моряков. Е.С.Гернет

О его жизни можно было бы снять захватывающий сериал, но нас продолжают пичкать выдуманными подвигами современных ментов или мышиной вознёй "предпринимателей" в их офисах.

Попробуем по мере сил восполнить эту несправедливость, насколько позволит ограниченный размер дзеновской статьи.

Евгений Сергеевич Гернет родился в 1882 году в Кронштадте, в семье морского офицера, старого дворянского рода. Корни его уходят глубоко в историю, выходцы из Англии, Гернеты выехали в Померанию ещё в XVI веке, потом в Эстляндию, где один из них, Иоахим, был бургомистром Ревеля и лично вручал ключи от города Петру I в 1710 году.

Родовой герб Гернетов

 
Удивительные судьбы российских военных моряков. Е.С.Гернет

Если кто не в курсе, то я напомню, что и в те времена, и гораздо позже не только артиллеристы, не говоря уж о механиках, но и штурманы считались моряками как бы второго сорта, у них даже воинские звания отличались от званий строевых офицеров.

Тем не менее, Евгений Сергеевич усердно изучал навигационные науки в Морском кадетском корпусе и после выпуска в 1902 году был назначен младшим штурманом на броненосец "Победа" Тихоокеанской эскадры.

 
Броненосец "Победа"
Броненосец "Победа"

В Порт-Артуре 3.11.1903 Гернет получает назначение на канонерскую лодку "Отважный".

С началом русско-японской войны этот корабль несёт сторожевую службу у входа в порт. За отражение атак брандеров Гернет 2.4.1904 награждён орденом Св.Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".

 
Канлодка "Отважный"
Канлодка "Отважный"

25 мая 1904 года мичман Гернет получил назначение на миноносец "Лейтенант Бураков". Хотя этот корабль скорее принадлежал к классу истребителей , предназначавшихся для борьбы с миноносцами и обладавшими более высокими скоростями.

 
Миноносец "Лейтенант Бураков"
Миноносец "Лейтенант Бураков"

А "Лейтенант Бураков" мог похвастаться отменной скоростью в 33 узла (вспомните, что описанные в прошлых статьях "Бравый" и "Грозный" едва превышали 20. Интересно происхождение этого корабля. В 1900 году канонерская лодка "Кореец" участвовала в подавлении восстания в Китае. Это была совместная акция европейских держав. Во время боя на "Корейце" был убит артиллерийский офицер лейтенант Бураков Евгений Николаевич. По указу Николая II его именем был назван захваченный у китайцев миноносец «Хай Хуа» («Морской цветок»).

А построен он был в Германии в 1899 году с немецким качеством и по последнему слову техники на тот момент. Потому и стал самым быстроходним кораблём в эскадре, что было неоднократно с успехом использовано.

2 июня 1904 года "Лейтенант Бураков" прорвал блокаду и доставил депеши Наместнику на Дальнем Востоке из Порт-Артура в Инкоу и Сеньючен. 4 июня миноносец вернулся. За высокое штурманское искусство в этом походе Е.С.Гернет был награждён орденом Св.Станислава с мечами и бантом .

20 июня повторный прорыв. Опасаясь предательства, китайским лоцманам было сообщено о выходе обратно 21 июня, однако миноносец вышел раньше, ночью, и Гернет проявил высший пилотаж, проведя корабль по своей прокладке. 
"Лейтенант Бураков" погиб во время боевого дежурства 13 июля, и штурман был назначен на миноносец "Бдительный", но его ждали другие, не менее важные дела.

8 июля 1904 г. в море вышла джонка прапорщика Тагеева и унтер-офицера Синицина, с пакетами от генерала Стесселя к Наместнику и командующему армией генерал-адъютанту Куропаткину. На другой день джонка была арестована 2-мя японскими миноносцами, а они взяты в плен. Документы были ими предварительно уничтожены. 21 июля в море вышла следующая джонка с мичманом Гернетом на борту. Ему удалось обмануть бдительность японцев и преодолеть блокаду в направлении к китайскому берегу.

 
Удивительные судьбы российских военных моряков. Е.С.Гернет

В итоге, совершив большое сухопутное путешествие, он доставил документы, за что ему было пожаловано звание лейтенанта. 20 августа назначен флаг-офицером Морского Походного штаба наместника в Харбине.

В результате блокады Порт-Артур испытывал все больший недостаток в боеприпасах и продовольствии. Было решено отправить два парохода из Владивостока.

22 сентября 1904 года, комфлот Скрыдлов получил сразу две шифрованные телеграммы.

"...Безотлагательно организовать экспедицию, секретно погрузить и отправить в Порт-Артур боевые запасы Морского и Военного ведомств. Лейтенант Гернет, знающий пути приближения к берегам, командируется в Ваше распоряжение для проводки парохода".

"...Наместник полагает возможным поручить этому офицеру совместно с капитаном или самостоятельно провести пароход по назначению, причем Гернет должен быть снабжен документами, в коих его фамилия и связь с судовладельцами в качестве их агента должны быть установлены по прибытии его во Владивосток, где ему надлежит переодеться в штатское платье, прекратив по возможности всякие сношения с нашими офицерами, дабы не возбуждать никаких подозрений".

Лейтенант отправился на пароходе "Карляйль" под британским флагом и с документами на имя суперкарго Ивана Блюменталя 25 октября 1904 года. В помощь ему под видом клерка назначили минного квартирмейстера с крейсера "Богатырь". Судно не должно было попасть в руки японцев и минёр сумел тайно от команды установить подрывные заряды.

5 ноября в десятибалльный шторм произошла тяжелая авария: были потеряны все четыре лопасти винта, и судно стало неуправляемым. После 28-суточного дрейфа, когда судно приблизилось к берегам Японии, иностранная команда решила сдаться японцам, капитан-англичанин ничего не мог с ними поделать.

Гернет не потерял хладнокровия. Он предупредил взбунтовавшихся малайцев, что корабль будет взорван ещё до того, как они успеют спустить шлюпки и ограбить капитанский сейф. А что он вёз боеприпасы, для них не было секретом. На том всё и кончилось.

Уже пал Порт-Артур, а "Карляйль" с ненужным теперь военным грузом продолжал брести под самодельными парусами. 23 января 1905 года пароход добрался до Филиппин. После ремонта 23 апреля судно добралось до Сайгона, где передало груз крейсеру "Диана".

Адмирал Рожественский по непонятным причинам не взял Гернета на свою эскадру и тому пришлось возвращаться во Владивосток через Китай и Монголию. За свой необыкновенный поход он был награждён 6 ноября 1905 г. орденом Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом и в тот же день отправился в Петербург, в распоряжение Главного Морского штаба, и прибыл туда 5-го декабря 1905 г. Вот скорости были!

Двухмесячный отпуск, штурманские курсы, служба на броненосце "Цесаревич"

 
Броненосец "Цесаревич"
Броненосец "Цесаревич"

6 декабря 1907 года Гернет награждается четвёртым орденом - Св.Анны 3-й степени

Далее опять перевод на Дальний Восток, должность штурманского офицера на транспорте "Шилка", 2 февраля 1909 года он вступает в командование миноносцем "Точный", 18 апреля 1910 года получает звание старшего лейтенанта.

И тут происходит странное и необъяснимое событие. 8-го июля Гернет исчезает и неведомо где находится до 9 ноября следующнго года. По возвращении отдан под суд за служебный подлог , растрату казённых денег и побег со службы . Осужден на 3 года заключения в крепости , но Император 4 мая 1912 года заменил наказание на исключение из службы с лишением дворянства , чинов и орденов. Совершенно тёмная история, не во всех источниках она вообще упоминается. В любом случае, все права и преимущества , утраченные им, были возвращены 27 июля 1914 года.

На следующий день началась Первая мировая война. Его ждали не менее разнообразные события, а потом участие в Гражданской войне, полярные исследования, аресты и новые суды. Но об этом в следующей статье.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх