ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 759 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел К
    Брехня.Женщина жестоко п...
  • Элеонора Коган
    Настоящие герои!!!!2 года во льдах: ...
  • Владимир Серёгин
    Амазонка — самая полноводная река (США) А причём тут СШАСамые удивительны...

«Монетная война»

«Монетная война»Денежный вопрос

Однако с укреплением государственности встал вопрос о выпуске собственных монет. Причин тому было несколько. Во-первых, Халифат с большим количеством крупных городов, процветающими ремеслами и торговлей нуждался в огромном количестве денег. Старые же монеты постепенно выходили из оборота: стирались, терялись или просто переплавлялись. Во-вторых, в решении денежного вопроса большую роль играла и религиозно-идеологическая составляющая.
Ситуация была странной: государство исламское, но на монетах сплошь откровенно христианская символика или, как на сасанидских дирхемах, – пылающий жертвенник языческого бога Ормузда.

Средство пропаганды

Следует отметить, что еще со времен античности монеты, помимо своего прямого назначения, являлись средством пропаганды. Чеканились они в огромных количествах, а изображения и надписи на них выступали в роли своеобразных СМИ. Наиболее ярко это проявилось в Римской империи. Кроме того, монеты играли и декларативную роль – мол, есть такие государство и правитель.
Первые исламские монеты в 691-692 годах отчеканил Абд аль-Малик ибн Марван – пятый халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Халифата, утерянное в 683 году после смерти правителя Язида I.
За образец новых денег взяли золотой солид византийского императора Ираклия. Монету скопировали почти один к одному. Но были внесены и некоторые изменения. В частности, три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.
На византийских монетах крест на ступенях символизировал христианство, а три массивных навершия на его концах – Святую Троицу. На исламских же монетах колонна с шаром наверху – символ того, что Бог един. Это красноречиво отвергало христианский постулат о Святой Троице и дублировалось надписью на арабском языке: «Во имя Бога, нет Божества, кроме Аллаха, Бог – Он Един, Мухаммед – пророк Бога».
Эта золотая монета получила название «динар».

«Монетная война»
Византийские монеты были перенасыщены христианской символикой…

До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты. Некоторые европейские исследователи считали, что в центре сам Мухаммед, справа от него – первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева – супруга пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а прикрывающая лицо вуаль.
Однако авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малейшего представления об исламе, иначе не выдвигали бы столь абсурдных предположений. Дело совсем в другом. Это были монеты, появившиеся на этапе перехода от старых денег к новым, поэтому их и решили чеканить похожими на те, к которым люди уже привыкли. С другой стороны, мастер-монетчик резал как умел и как привык. Кроме того, следует помнить о событиях, предшествующих появлению первых исламских денег.

Восточное коварство

В 689 году нашей эры войска императора Юстиниана II нанесли поражение войскам Халифата, и Абд аль-Малик ибн Марван поклялся заплатить дань золотыми монетами. При этом победители требовали, чтобы на монетах обязательно было изображение. Коварные византийцы ждали, что побежденные повторят рисунок их солидов. А потом «контрибуционные» деньги можно будет пустить в обращение в самой империи.

«Монетная война»
…а на монетах династии Сасанидов изображали языческий жертвенник с пылающим огнем. По бокам – царь и жрец бога Ормузда

Халиф свою клятву сдержал. Вот только, в пику императору, поместил на монетах исламскую символику. А три фигуры на них – просто дань договору с византийцами.
Выпуск этих монет вызвал в Константинополе бурю негодования. Византия рассматривала земли Халифата как свою исконную территорию, временно принадлежащую еретикам. Ведь к исламу тогда относились не как к отдельной религии, а как к разновидности ереси. И тут такой удар! Монеты содержали символы иной религии, да и чеканка собственных денег – серьезная заявка на отдельную государственность. В итоге, император наотрез отказался принять идеологически враждебные монеты.
Можно предположить, что Абд аль-Малик ибн Марван, зная взрывной характер императора Юстиниана II, именно такой реакции и добивался. Получилось, что свою клятву о выплате дани он сдержал, но Византия сама не пожелала принять «еретическое» золото, которое вернулось в казну халифа!

Империя наносит ответный удар

Император Юстиниан II в ответ на «монетную атаку» Халифата тут же приказал отчеканить новый солид с изображением Христа Пантократора на лицевой стороне.
После этого все золотые солиды Византии, да и многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением.

«Монетная война»
Солид византийского императора Ираклия стал прототипом первой исламской монеты

Такой демарш Юстиниана II по-своему аукнулся и в Украине. Столетия спустя киевский князь Владимир Великий взял за образец для своих златников именно византийский солид с Христом Пантократором, появившийся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской монеты.
Но вернемся к солидам Юстиниана II.
На лицевой стороне, где был помещен лик Христа, располагалась надпись: «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих».
На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках крест, и девиз «Победа императора» – открытый намек на поражение войск халифа в 689 году. Надпись на лицевой стороне – тоже прямой выпад против халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Дело в том, что его исламское имя переводится с арабского как «слуга царя». Император таким образом пытался нанести оскорбление халифу, мол, я – царь, а ты – всего лишь слуга царя. Правда, халифа это нисколько не задело. В исламе существует только один царь – сам Господь. А быть слугой Бога не постыдно и не унизительно.

Опять обмен «любезностями»

Но на выпад все равно нужно было ответить, и в 693 году халиф Абд аль-Малик отчеканил новый динар. На нем халиф был изображен в полный рост, а его руки сжимали огромный меч (намек более чем прозрачный). В тексте, расположенном по краю, цитируется исламский символ веры. С подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (искаженное слово «фоллис» – так называлась крупная медная монета Византии).
На обороте – все та же колонна и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 году».
Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские, но с крестами.

«Монетная война»
Первая исламская монета, выпущенная халифом Абд аль-Маликом ибн Марваном

В ответ халиф полностью убрал с монет все изображения и оставил одни надписи. Этот тип монет сохранился едва ли не до начала ХХ века (менялись разве что шрифт да некоторые элементы декора).
А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость.
Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как не соответствующие принципам ислама, – напомним: на них присутствовали изображения людей.

Автор: Д.Мутин

http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2982

Картина дня

наверх