ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Панов
    После трех бутылок водки "я сказал согласен".Приподнимая завес...
  • Леонид Попивняк
    Познавательно! Ждём продолжения Игорь........Интересные, необы...
  • Yvan
    Ну надо же! А я считал, что "Красную Шапочку" написал Шарль Перро.Загадки Шварцваал...

Долина храмов в Агридженто

Долина храмов в Агридженто

Мемориал всей Сицилии – так коротко, но емко можно охарактеризовать Долину храмов в Агридженто. Здесь даже пыль под ногами кажется бесконечно древней, сакральной, намоленной и … обагренной кровью бесчисленных и безымянных рабочих, возводивших громадные античные святилища, защитников Акрагаса, бившихся до последнего за родные стены, сотен и тысяч жертв неумолимых правителей – от тиранов до наместников императора. Все они канули в Лету под гнетом безжалостного Времени, и только руины храмов и некрополей в Агридженто остались под жарким небом Сицилии безмолвными вечными свидетелями великих человеческих трагедий.

Парк-музей с добрым десятком дорических храмов, некрополями, агорой, форумом и древней стеной – это территория античного города Акрагаса, много позднее «переехавшего» на соседние холмы. Кстати, долина – это условное название, потому что в древние времена храмы располагались на одном из самых высоких мест полиса, да и сейчас они находятся на возвышенности. Однако если вы посмотрите на храмы Агридженто из современного города, руины действительно окажутся ниже уровнем.

Кровавое начало истории Акрагаса

Акрагас – древний полис, основанный на излете VI в. до н.э. потомками критян и родосцев в качестве сателлита соседней богатой Гелы.

Акрагас быстро развивался, благодаря удачному месторасположению и успешной морской торговле. Недаром знаменитый поэт Пиндар век спустя именовал его «самым красивым средь созданным смертных руками».

Но бурному расцвету Акрагаса предшествовал ряд ужасающих событий, которые, возможно, на все 25 веков предопределили историю города, так и не ставшему великим. Уже в 570 г. до н.э. власть в полисе захватил некто Фаларис, бывший откупщик налогов. Именно ему достался заказ на строительство первого храма Зевса в будущей Долине храмов в Агридженто.

Изобретательность Фалариса достойна пера Макиавелли, живи он на 2 000 лет раньше. Для выполнения заказа на строительство святилища будущий тиран привлек чужеземцев-уголовников. Стройплощадку Фаларис повелел обнести крепкой оградой, якобы для охраны материалов. После, пользуясь доверчивостью горожан, забрал у них оружие и, во время одного из местных праздников, вооружив своих «строителей», приказал перебить всех мужчин полиса, детей и женщин взять в плен, имущество уничтожить или захватить. Святилище Зевса, разумеется, так построено и не было.

Тиранствовал Фаларис, по современным меркам, недолго – всего 16 лет, но оставил о себе крепкую память: до сих пор в обиходе остается устойчивое словосочетание «Бык Фаларида».

Этот бык представлял собой медную полую статую, в которой живьем поджаривались осужденные на казнь преступники и просто неугодные тирану люди. Из ноздрей изваяния шел дым, а система изогнутых трубок внутри медного брюха обеспечивала многократное усиление воплей мученика, и казалось, что мычит сам бык – Фаларис, как и все тираны, был не чужд эстетики в своем понимании. По легенде, первой жертвой быка стал его создатель – изобретатель Перилл.

В 554 г. до н.э. город спас Телемах Родосский, прибывший с Санторини и выступивший под городские стены вместе с немногими акрагасскими изгнанниками. Его малочисленный отряд не смог бы осилить войско Фалариса, но в полисе вспыхнуло восстание, и совместными усилиями он был освобожден.

Фаларис не успел бежать и стал очередной – и, увы, не последней – жертвой пресловутого быка. Впрочем, у судьбы своя ирония: век спустя – в 488-472 гг. до н. э. – новым тираном города был Ферон, правнук Телемаха, при котором наконец-то и было начато строительство храма Зевса – Олимпейона. Но тираном он был только по форме правления: быком не пользовался, привечал поэтов, участвовал в Олимпийских играх и строил храмы.

Храмы Агридженто

Самым древним греческим храмом в Долине признан храм Геркулеса, построенный около 510 г. до н.э. Его размеры – 67×25,3 м. Ученые, определяя «принадлежность» святилища, ориентировалась на примечание Цицерона, который писал, что храм Геркулеса находится неподалеку от форума Акрагаса. Был найден форум, было определено и божество.

Здание реставрировалось во времена римлян, но потом снова разрушилось. В 1921 году по инициативе отставного капитана британского флота и археолога-любителя Александра Хардкастла было поднято 8 из 36 колонн храма.

Олимпейон, посвященный победе над Карфагеном в 480 г. до н.э., задумывался как самый величественный дорический храм не только в Акрагасе, но и во всем известном мире: 112,7×56,3 м и площадью 6340 кв. м. Высота колонн (по различным подсчетам) – от 14,5 до 19,2 м. Верхняя часть наружной стены храма отступала назад, образуя ниши с 8-метровыми фигурами атлантов из больших каменных блоков. В Олимпейоне сохранился в виде отдельных фрагментов один подобный атлант: копия возлежит непосредственно у храма, оригинал – в Региональном археологическом музее, на территории Долины храмов.

С одной стороны святилище было украшено рельефами с изображениями битвы титанов, с другой – сражения у Трои. Но время было особенно беспощадно к этому храму, который начал оседать и разрушаться еще до новой эры. Свою лепту внесли и строители, разобравшие его, как и другие храмы Агридженто, сначала для возведения католических святынь, потом – для строительства Порто-Эмпедокле.

На запад от храма Зевса находятся руины храма Диоскуров – Кастора и Поллукса, которые, как древние покровители мореплавателей и воинов, весьма почитались в Акрагасе. Он появился в середине V в. до н.э. В XIX в. его расчистили, но от всего святилища размером 31×13,3 м осталось всего 4 колонны с антаблементом. Именно этот «уголок» храма стал одним из символов современного города.

Исследователи предполагают, что Диоскурам был посвящен и еще один храм – Конкордии (Согласия) середины V в. до н.э., отлично сохранившийся, благодаря тому, что с конца VI по XVIII вв. в нем была церковь Петра и Павла. Храм построен по канонам классической эпохи: колоннада из 34 колонн высотой 6,75 м, стоящая на четырехугольной платформе раз­мером 39,4×16,9 м. Неподалеку от храма Согласия находятся раннехристианские захоронения и останки южного крыла городской стены древнего Акрагаса.

Еще один храм, который стоит внимания, был, возможно, посвящен Гере Лацинии (Юноне) – так считают ученые, сравнившие его с более известным святилищем Геры на мысе Лачинио (Калабрия).

Построенный около 450 г. до н.э., он представлял собой такой же классический прямоугольник. Буквально через полвека его разрушил пожар, и уже римляне его восстановили. К нашему времени от храма осталась лишь северная колоннада.

К югу от древних стен находится храм Асклепия V в. до н.э. Его размеры относительно невелики – 22×11 м, а принадлежность была определена по найденным у святилища фигуркам, изображающим части тела. Эти фигурки преподносились в дар богу-врачевателю теми, кто молил об исцелении, или же в знак признательности за избавление от недуга.

Раскопки и реставрация здания начались еще в 1926 году по инициативе Александра Хардкастла и продолжаются до сих пор. Было обнаружено, что возле храма существовала гостиница либо больница на 28 мест, и большая цистерна с лечебной водой.

На запад от храмов расположены некрополи греко-римской и раннесредневековой эпох, пещеры (катакомбы) Фрагопане IV в. и так называемая гробница Ферона.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх