ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 763 подписчика

Свежие комментарии

  • александр пасечник
    ...самые чудесные воспоминания...был правда давно..но чудесная осень..зелень с золотом..тишина..уют..парк над Белой.....МАЙКОП – столица ...
  • Валентина
    Спасибо за информацию,очень интересно...Желтороссия (10)
  • Валентина
    Спасибо за информацию автору,если только она правдива......Ленд-лиз: мифы и ...

Что на самом деле символизировала «Девушка с веслом» и зачем ее ставили во всех парках СССР

Что на самом деле символизировала «Девушка с веслом» и зачем ее ставили во всех парках СССР

«Девушка с веслом» – так сначала назывались только скульптуры Ивана Шадра и Ромуальда Иодко, которые они выполнили в разное время. Однако впоследствии это название стало нарицательным и начало использоваться при упоминании всех аналогичных статуй, которые одна за другой стали появляться в различных парках культуры на территории СССР.

Куратор и историк искусства Екатерина Деготь отмечает: «Само выражение «девушка с веслом» стало идиомой, обозначающей советский китч. Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Статуи Ивана Шадра

В далеком 1934 году, когда происходила реконструкция парка имени Горького в столице, занимающемуся ею архитектору Власову пришла идея интересной скульптуры, которую он планировал разместить в бассейне рядом с фонтанами. Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Союзе. Дирекция парка одобрила идею архитектора, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру.

Моделью для статуи, согласно многочисленным данным, стала студентка физкультурного института Вера Волошина. В итоге в 1935 году на главной аллее парка имени Горького в Москве, в центре бассейна была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке.

Такие габариты были обусловлены соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.

В связи с этим центральный элемент парка Горького украшал его недолго и вскоре был перемещен в один из парков отдыха в Луганске. Директор парка объяснила это следующим образом: «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный. Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.

Теперь скульптор сделал фигуру более женственной и романтичной, вытянув ее по вертикали и убрав мускулы. И хотя спортсменка и здесь была полностью обнаженной, ее образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно хорошо, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, чем предыдущая версия. Статуя осталась в столице, однако была уничтожена немцами в 1941 году.

Скульптуры Ромуальда Иодко и их бесчисленные копии

Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования, вопреки распространенному мнению о том, что копировались преимущественно статуи Шадра. Она изображает женщину, которая опирается на весло, при этом это была не обнаженная фигура, на ней был купальник. Более известную подобную скульптуру автор создал для водного стадиона «Динамо» в следующем году.

Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза. Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя. Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.

Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом». Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными. Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.

Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее. Именно она послужила основой для воссоздания первоначального творения Шадра, украшавшего парк в течение всего полугода. Советская чемпионка по гребле Юлия Аникеева, автор идеи о возвращении скульпторы, считает восстановленную «Девушку с веслом» одновременно напоминанием о советской спортивной доблести и укором коммунистическим нравам.

Лилит Саркисян

Источник:
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх