ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 759 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Eвтеев
    Не было никакого потопа. Не майтесь дурью библейской лживой.Пустыни и тайны, ...
  • Кот Рыжый
    Допотопная цивилизация построила пирамиды.Пустыни и тайны, ...
  • александр пасечник
    ...чудесные работы...слышать безмолвие это дар...Прекрасные пейзаж...

Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Вообще, прибывших после боя к родным берегам без плена, интернирования и прочих гадостей было всего пять. Транспорт "Анадырь" сумел избежать гибели и лечь на обратный курс. В конце концов он вернулся на Балтику, доставив назад не только весь свой груз, но и 341 моряка, спасённых с погибшего вспомогательного крейсера "Урал".

"Анадырь" уже под названием "Декабрист" прожила долгую жизнь и погибла под немецкими бомбами в 1942 году, когда шла из Америки с лендлизовскими грузами.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Крейсер "Изумруд" пережил сражение лишь на два дня.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Новейший корабль, технические средства которого доводились до ума уже на переходе в составе эскадры Рожественского, смог прорваться сквозь японское кольцо и уйти от пустившейся вслед погони. Я не хочу описывать всё, что с ним произошло позже, написано уже выше крыши как в оправдание его командира, так и в его поношение.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Как бы то ни было, вместо Владивостока крейсер оказался в гораздо севернее расположенном заливе Владимира, где сел на камни. Попытки сняться с мели не удались и капитан 2 ранга барон фон Ферзен, опасаясь захвата японцами, приказал взорвать его.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Команда отправилась во Владивосток пешком и доплелась аж во второй половине июля.

Тем не менее, командир был награждён золотым оружием "за храбрость", в декабре стал капитаном 1 ранга. Впоследствии командовал многими кораблями, в том числе и "Авророй", закончил службу контр-адмиралом, командиром бригады линейных кораблей Балтийского моря.

Остаётся трое, об одном из них, миноносце "Грозный", поподробнее. Об остальных в следующий раз. Жаль, хороших снимков не нашёл

При длине в 64 метра его ширина составляла всего 6,4. Стремительные формы. Мой ракетный катер был длиной 38,6 при ширине 7,6. Скорость "Грозного" могла достигать 26 узлов, что по тем временам было совсем неплохо, одна 75мм пушка, пять 47мм, два пулемёта, два торпедных аппарата. В Цусимском сражении на нём было 5 офицеров и 64 нижних чина. Чтобы лучше представить размеры этого корабля, преодолевшего путь с Балтики до Владивостока, вот снимок однотипного "Громкого"

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

"Грозный" строился во время русско-японской войны, в спешном порядке. Присоединился к эскадре уже в Либаве. Командовал им капитан 2 ранга Константин Андржеевский, опытный моряк, прошедший немало должностей, в том числе и старшего офицера на броненосцах "Адмирал Лазарев", "Адмирал Спиридов", "Ослябя".

Этот снимок сделан уже после прорыва во Владивосток, во время которого он был ранен

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Всего же было убито четверо и ранено трое. Ещё 14 мая "Грозный" принял на борт по разным данным от 10 до 16 членов команды уже упоминавшегося вспомогательного крейсера "Урал". На следующий день оказался рядом с миноносцем "Бедовый", на котором находился раненый адмирал Рожественский, но тут показались японские корабли.

"Грозный" получил приказ прорываться самостоятельно, а на "Бедовом" был поднят белый флаг. Японцы кинулись в погоню, во время перестрелки с миноносцем "Кагеро" наш получил шесть попаданий, но сумел оторваться. Поскольку большое количество угля было израсходовано ещё раньше, на последнем этапе в топки полетело всё, что могло гореть - рундуки, шлюпки и даже угольные мешки.

Так он дотянул до острова Аскольд, где был встречен кораблями Владивостокского отряда и получив уголь, завершил переход. Уже в сентябре, приведённый в порядок, он отправился в залив Владимира обследовать загубленный "Изумруд". В том же месяце ему снова довелось встретиться с японской эскадрой, но уже в ходе мирных переговоров. Потом служба в Сибирской флотилии, капитальный ремонт в 1910 году. В 1917 году дальний поход в сопровождении крейсера с гардемаринами. В 1918 году был выведен в резерв, в боях гражданской войны не участвовал, в 1925 году исключён из списков РККФ.

За прорыв и бой капитан 2 р. Андржеевский и заменивший его после ранения лейтенант Коптев получили орден Св. Георгия 4 ст., остальные офицеры ордена с мечами, комендоры — знаки отличия Военного Ордена. 24 марта 1908 — произведен из полковников адмиралтейства в генерал-майоры с увольнением от службы по болезни «от ран и контузий происходящей» с мундиром и пенсией. Умер 12 апреля того же года в возрасте 48 лет.

Минный офицер Коптев Сергей Дмитриевич впоследствии командовал несколькими эсминцами, крейсером "Богатырь". В 1908 году участвовал в спасательных работах после землетрясения в Мессине. Умер в Петербурге в 1919 или самом начале 1920 года от воспаления лёгких.

Вахтенный офицер мичман барон фон Вилькен Виктор Викторович в дальнейшем командовал несколькими подводными лодками, во время гражданской войны был на стороне белых, дослужился до должности начальника распорядительной части штаба командующего Черноморским флотом. Умер в эмиграции на территории ФРГ в 1956 году.

Вахтенный офицер мичман Сафонов Дмитрий Николаевич впоследствии служил вахтенным начальником на броненосных крейсерах, потом офицер, наблюдающий по артиллерийской части в составе Комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Балтийском море. Зачислен в артиллерийские офицеры 1-го ранга в 1915 г. После Октябрьской революции 1917 г. в эмиграции в Югославии. Проживал в г. Храстник. Скончался 22.08.1967 г. там же.

Вахтенный офицер мичман Дофельдт Петр Петрович (Пирсович) был одним из погибших в том бою.

Судовой механик: штабс-капитан Сно, Николай Александрович. Таким он был в 1900 году

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

До назначения на "Грозный", Николай Александрович служил, на "Бравом", а после - на "Алмазе", это как раз ещё два корабля, прорвавшиеся во Владивосток. И на всех трёх ему довелось послужить, интересное совпадение, не так ли?

В 1915 году он был уже капитаном 1 ранга

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

После революции продолжал служить на флоте, но в 1921-м году его уволили "из-за происхождения". Погиб в блокадном Ленинграде в 1942 году.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Этот снимок я нашёл с такими пояснениями: Экипаж миноносца "Грозный" (одного из 3-х уцелевших после Цусимского боя кораблей) после прибытия во Владивосток. Надпись участника сраженияОбразцова Ивана Павловича на обороте фотографии: "Мы только что прибыли во Владивосток из Цусимского боя. Флаг приспущен для убитых. Вот какие у нас лица после такого плавания и такого боя. ... (?) держит флаг офицер ... (?) наши убитые".

А на одном из форумов есть такие дополнения:

"...а справа на чем-то — обезьянка? не пойму… ну точно обезьянка! "

Автор: "Да, это обезьянка. Во время боя он изорвал всю туалетную бумагу в клозете. А потом был застрелен проверяющим,после прихода в порт… "

"На этом снимке мой дед Гончаров Александр Мифодьевич. Он слева от обезьяны, на груди видна боцманская цепочка, из-за спины выглядывает кочегар в белой кепке."

И ещё одно имя нашёл.

 
Всё о кораблях, прорвавшихся через Цусиму.

Машинный кондуктор миноносца "Грозный" Павел Семёнович Орлов. За свой героизм при Цусиме он был удостоен сразу тремя Знаками отличия Военного ордена, а проще - Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степени. В 1910 году он стал офицером. Это снимок 1913 года. В звании капитана по адмиралтейству был убит революционными матросами во время одной из "Варфоломеевских ночей" февраля 1918 года в Севастополе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх