ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 876 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Те, кто не делают выводов из истории, допрыгаются до очередного раздела.Как польские паны...
  • Елена Мамонова
    я не пробовала егоНардек: казачий м...
  • Виктор Рюрик
    Ващенко , не " фитишизм " , а фетишизм / от слова фетиш / .Где крестился кня...

Некрасов «лиру посвятил народу своему»

Некрасов «лиру посвятил народу своему»
Портрет Николая Некрасова. Худ. Н.Н. Ге. 1872 г.

Бродяга и картёжник


Николай Алексеевич родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немиров, Подольской губернии, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешневе (Ярославская губерния), родовом гнезде отца, помещика Алексея Некрасова. В прошлом военный, Алексей Некрасов был связан с декабристами. Мальчик рос в большой семье (13 братьев и сестер) с отцом-тираном. Большое влияние на сына и его творчество оказала его мать Елена Андреевна Закревская. Образ матери – главный положительный персонаж поэтического мира Некрасова.

В 1832–1837 гг. учился в Ярославской гимназии, но не завершил обучение. Учился плохо, не ладил с начальством. Начал писать стихи, в том числе и сатирического толка. Отец забрал его из пятого класса. Мечтая о военной карьере для сына, Алексей Некрасов хотел отдать его в Дворянский полк. Но, нарушив волю отца, Николай решил поступить в Петербургский университет. Экзамена не выдержал и стал вольным слушателем на филологическом факультете.

Отец лишил сына материальной поддержки, и Николай несколько лет жил как бродяга. Пожил в ночлежках, общался с представителями дна, перебивался случайными заработками. Но быстро научился зарабатывать пером: писал лубочные истории и водевили, заметки и песни. С 1841 года сотрудничает в «Отечественных записках». В 1847–1866 гг. – издатель и редактор журнала «Современник», который сплотил лучших литераторов того времени.
На страницах журнала публиковались Тургенев, Гончаров, Герцен, Огарёв, Островский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский и многие другие. Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского, Ивана Гончарова и Льва Толстого.

После закрытия «за вредное направление» журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние годы его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».

Сеял «разумное, доброе, вечное»


Побывав бедняком, Николай Алексеевич стал вполне обеспеченным человеком. Барином, который увлекался женщинами, картами и охотой на медведей. Несколько поколений его предков были картёжниками и проигрывали целые имения. Алексею Некрасову уже почти ничего не досталось. Его сын, в отличие от предков, научился выигрывать целые состояния.

В 1854 году поэт стал членом петербургского Английского клуба, в котором играли министры, генералы, великие князья и аристократы. Некрасов вошёл в самый узкий круг картёжников столицы. Проигрывал десятки тысяч, выигрывал – сотни тысяч. Его самый большой выигрыш – около 600 тыс. рублей. Тогда это были огромные деньги.

Не меньшим успехом Некрасов пользовался и на ниве издательства. Он всегда оставался в прибыли, что вызывало ревность и зависть коллег. Многие обвиняли его даже в мошенничестве и спекуляциях.

Конечно, главным в жизни Николая Некрасова были не карты и «бизнес», а поэзия. Начинал он с дешёвки, стихов для заработка. Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840 год), сам хотел уничтожить. Поэт несколько лет искал свой стиль. И нашёл – на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора и урбанизма. Не забывал и про революционные идеи. В народной стихии он обрёл себя.

«Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией»

– писал его биограф К. Чуковский.

Талант Некрасова рос медленно и постепенно, став поистине великим.

Он сам и его произведения сохранили значимость до настоящего времени. Некрасов, знавший толк в спекуляциях и сатире, агитации и провокации, в погоне за деньгами и утехами вполне вписался бы в современный мир, став знаменитым сатириком и блогером. А его героев – чиновников, купцов, мыслителей, игроков и бродяг, легко представить и сейчас в парламенте и тюрьме, казино и ресторане, в телешоу или криминальных новостях.

Достаточно вспомнить строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Современники»:

«Грош у новейших господ
Выше стыда и закона;
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона.
Бредит Америкой Русь,
К ней тяготея сердечно…
Шуйско-Ивановский гусь –
Американец?.. Конечно!
Что ни попало – тащат,
«Наш идеал, – говорят, –
Заатлантический брат:
Бог его – тоже ведь доллар!..»

«Двойной человек»


Некрасов действительно был настоящим художником русского слова, реформатором русского стиха, крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в переломную для него эпоху. Поэтому великий русский человек Достоевский и писал, что Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого»,

– отмечал русский литературный критик Дмитрий Писарев.

В советской литературной иерархии «революционный демократ» Николай Некрасов занимал лидирующие позиции. Его ценили за любовь к обездоленным, народный стиль и сатиру про «князей мира сего» и лицемерный либерализм. Каждый советский школьник знал «Дедушку Мазая» и «Мороза-воеводу», корпел над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую трудно понять в юности.

Однако не все современники любили и уважали Некрасова. В частности, он подвергался критике со стороны Тургенева (они долгое время дружили), Лескова, Льва Толстого, Аполлона Григорьева, Чайковского, Герцена и многих других. Его личность была двойственной.

Так, К.И. Чуковский, делавший в 1920-х годах углублённый обзор жизни и творчества Некрасова, отмечал, что поэт действительно был искренним «народником», переживал за простых людей, имел передовые демократические взгляды, но был морально слабым человеком, склонным к спекуляциям. Чуковский писал, что в современном Некрасову обществе сложилось мнение, что поэт – «первостатейный кулак, картёжник и весь сгнил от разврата с француженками».

Великий поэт иногда и сам признавался в своей двойственности. Так в 1855 году он писал Боткину:

«Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа».

Барин и народный поэт, гуляка и великий труженик ушёл из жизни 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Перед этим он тяжело болел. Врачи обнаружили у него рак кишечника – неизлечимую болезнь, которая приковала его к постели и убила.
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх