ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 847 подписчиков

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

80-летию памяти героев Северных морей посвящается.

В своих предыдущих материалах я неоднократно выдвигал мысль, что боевая ценность Кригсмарине, особенно (на 80%) ее надводной части была очень условной и сомнительной. По большому счету, если бы не действия «Шарнхорста», «Гнейзенау», тяжелых крейсеров «Хиппер» и «Принц Ойген» и рейдеров - и вообще можно было бы сказать, что эффективность была никакая.

И наш Север – это лакмусовая бумага, показывающая, что экипажи боевых кораблей Кригсмарине, в особенности их командиры, скажем так, были несколько трусоваты и неинициативны.

Как себя проявил в наших водах «Адмирал Шеер», я писал. И совершенно не зря крейсер потом поставили на прикол вместе с экипажем, на сэкономленной солярке могла не одна танковая дивизия действовать.

Но сегодня речь пойдет о событиях совсем другого характера.

Конец лета 1941 года. Север нашей страны, город Мурманск. Горные егеря Дитля, которые должны были помахивая альпенштоками, войти в город.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Сперва все пошло блицкригово: егеря смели погранзаставы, сильно потрепали части 14-й армии, так, что командир погиб вместо со штабом. Наши войска отступили к речке Западная Лица и… и на этом все. Фронт застыл на этом рубеже на три долгих года.
Мурманское ополчение, усиленное отрядами моряков успешно сдержало одну из лучших частей Рейха.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Сегодня многие «эксперты» смеют говорить, что «да если бы немцы хотели…». Ну конечно, зная о конвоях, которые шли из Великобритании и США именно в Мурманск, они не хотели. Самолеты, подводные лодки, эсминцы, «Тирпитц» (теоретически) – и не хотели. Немцам, понимаете, было выгодно, чтобы Советский Союз помучился, благодаря помощи союзников. Этакая рыцарская война садомазохистов.

На самом деле, вопрос был в отчаянной стойкости северных людей и отчасти в командующем Северным флотом адмирале Головко.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

На мой взгляд – самого талантливого и грамотного флотоводца за всю историю СССР. Головко очень мудро распределил небогатые ресурсы флота для отражения немцев, помогая сухопутным войскам и артиллерийским огнем, и десантами.

Кстати, североморские десанты, по признанию многих, были организованы на три уровня лучше, чем черноморские. Головко с мясорубку людей не бросал. Но эти десанты – вообще отдельная тема.

Северный флот. 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, 1 минный заградитель, 2 тральщика, 14 сторожевых катеров. 116 самолетов, из которых половина были гидросамолетики МБР-2. 11 бомбардировщиков СБ, остальное истребители И-15 и И-16.

У союзников в прикрытии конвоя обычно шло больше кораблей. А этим флотом Головко должен был не только встречать и провожать конвои, но и патрулировать территории на предмет поиска и противодействия подводных лодок, ледовой разведки, поддерживать войска на суше.

С поддержкой сухопутных войск Головко вообще справился блестяще: он закрепил за сушей эсминец «Валериан Куйбышев».

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Этот «Новик», спущенный на воду в 1915 году, стал плавучей батареей советских бойцов и потрепал немало нервов егерям Дитля.

Вторым подвигом Головко стало создание патрульного флота. На севере до войны был создан очень неплохой траулерный рыболовецкий флот (ловить рыбку для советских граждан), и используя мощности флотских мастерских, Головко призвал в ряды Северного флота большое количество гражданских судов.

Согласно мобилизационному плану в июле-августе 1941 года было переоборудовано 126 судов:
- 29 сторожевых кораблей и
- 35 тральщиков были переоборудованы из рыболовных траулеров;
- 4 минных заградителя и
- 2 сторожевых корабля переоборудованы из ледокольных пароходов;
- 26 сторожевых катеров и
- 30 катеров-тральщиков из рыболовецких ботов.

Огромная работа. И на эти корабли легла основная часть патрульной службы и проводки конвоев по Северному морскому пути.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера
Бывший РТ-10 "Лебедка", СКР-12 "Туман"

Что немцы?

А немцы, поняв, что Дитль не справится с советскими войсками, которых поддерживает флот, немецкое командование приняло решение отправить на поддержку Дитлю 6-ю флотилию эсминцев под командованием капитана-цур-зее Альфреда Шульце-Хинрикса.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Пять эсминцев, Z-16 «Карл Лоди», Z-4 «Ганс Шеман», Z-7 «Карл Гальстер», Z-10 «Рихард Байтцен» и Z-20 «Фридрих Экольдт» были довольно грозной силой. Корабли имели полное водоизмещение в 3100 тонн, имели скорость хода 38 узлов и дальность плавания 1530 миль. Вооружение каждого эсминца составляли 5 орудий калибром 128-мм, 4 зенитных автомата калибром 37-мм и 6 автоматов калибром 20-мм. Плюс 2 четырехтрубных торпедных аппарата 533-мм и до 60 мин заграждения.

Итого:
- 20 стволов 128-мм;
- 20 стволов 37-мм;
- 24 ствола 20-мм;
- 40 торпед в залпе.

Плюс 300 мин – это вполне серьезное минное заграждение.

Могли эти корабли существенно изменить баланс сил в районе? Естественно, могли. Это как бы ¾ от имевшихся в распоряжении надводных сил Головко, если что. Да и то, условно, потому что «семерок», которые были наравне с немецкими эсминцами, было даже меньше. Ибо цифра «8 эсминцев» - это лидер «Баку», 4 эсминца проекта «7» и три старых «Новика». А «Новики» при всем уважении не могли равняться с немецкими кораблями.

Однако немецкий командир… Нет, сказать, что капитан-цур-зее Шульце-Хинрихс был трус, однозначно нельзя. Но некий комплекс у него явно был. Возможно потому, что командир 6-й флотилии до этого назначения был командиром эсминца Z-13 «Эрих Кёлльнер», который британцы потопили в сражении при Нарвике за каких-то 10 минут артиллерийским огнем.

Так что неизвестно по каким причинам, но Шульце-Хинрихс отказал Дитлю в использовании эсминцев для того, чтобы покончить с обстрелами со стороны советских кораблей. Он опасался наших береговых батарей и авиации

Вместо этого Шульце-Хинрихс решил действовать в Белом море, вне досягаемости авиации, где собирался нарушать судоходство и рыбный промысел и тем самым оттянуть на себя часть сил Северного флота.

В принципе – оправданно и логично, но в том же Белом море вместо авиации эсминцы Шульце-Хинрихса могли нарваться на советские подводные лодки. Сложно сказать, что было бы хуже. Учитывая, что представляла из себя авиация Северного флота, я бы на месте немцев предпочел авиацию. 11 СБ – это не бог весть какая ударная сила. Можно было бы отбиться запросто.

И эсминцы Шульце-Хинрихса пошли в Белое море.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

А там боевых кораблей не было. Совсем. Патрульную службу несли те самые сторожевики, переоборудованные из рыболовецких сейнеров. Это были очень неказистые, но крепкие кораблики, способные выдержать натиск северных морей легко и спокойно. Небыстрые, но это сейнеру и не требовалось, вооружаемые обычно зенитными полуавтоматическими пушками 21-к калибром 45-мм и пулеметами. Да, часть имела гидрофоны и глубинные бомбы (10-12 штук) и могли представлять угрозу разве что для заблудившейся подводной лодки.

А тут эсминцы…

Собственно, рейд того же «Адмирала Шеера» так не смотрелся уже, после визита эсминцев. Можно было и линкор пригнать, когда противостоят ему такие «сторожевики», смысла в бою нет никакого.

Первым на пути немецких рейдеров оказался сторожевой корабль СКР-22 «Пассат». Сегодня по факту незаслуженно забытый в тени героического «Тумана».

Рыболовный траулер типа «Смена», до момента мобилизации 25 июня 1941 года (адмирал Головко был очень оперативен) носивший имя РТ-102 «Валерий Чкалов». Водоизмещение 1500 тонн, скорость хода 10 узлов, дальность 6 000 миль. Вооружение 2 орудия 45-мм, 2 пулемета «Максим» 7,62-мм. Плюс радиопеленгатор «Градус-К» и военные радиопередатчики «Бриз» и «Бухта». Экипаж 43 человека. Командовал кораблем лейтенант Владимир Лаврентьевич Окуневич.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера
СКР-22 «Пассат»

Уже 7 июля новоиспеченный сторожевой корабль принял участие в боевой операции: высаживал десант на западном берегу губы Западная Лица.

13 июля 1941 года «Пассат» сопровождал из Мурманска в Иоканьгу конвой из двух спасательных судов ЭПРОНа, РТ-67 «Молотов» и РТ-32 «Кумжа» с 40-тонными судоподъемными понтонами (по другим данным емкостями для топлива) на буксире. На борту «Молотова» находилась аварийно-спасательная команда ЭПРОНа, а на «Кумже» в качестве пассажиров находились 13 пассажиров (шесть человек с плавбазы «Умба» и семь человек с подлодок Щ-403 и Щ-404). Командовал конвоем воентехник 2-го ранга А. И. Кулагин на РТ-67. Переход осуществляли в условиях плохой видимости.

И в районе Гавриловских островов конвой встретился с немецкими эсминцами, которые благополучно проскочили мимо позиций наших подводных лодок в Варангер-фьорде у Киркенеса (М-175) и около острова Кильдин (М-172).

Это были «Ганс Лоди», «Карл Гальстер» и «Герман Шеманн». Встреча произошла в 3.26 по московскому времени. Наши сигнальщики обнаружили три корабля, идущие наперерез конвою. В 3.48 по курсу конвоя встали три всплеска от снарядов. «Пасссат» передал в эфир свои позывные, ответа не последовало, а немецкие корабли открыли огонь по РТ-67.

Лейтенант Окуневич развернул «Пассат», открыл огонь по вражеским кораблям и начал ставить дымовую завесу. По радио сопровождаемым кораблям был дан приказ уходить в бухту Гавриловскую и там при необходимости выбрасываться на берег.

И «Пассат» вступил в бой с тремя эсминцами.

Результат был полностью предсказуем. Две пушки 45-мм против 15 стволов 128-мм. Да, стреляло у немцев 12 орудий (согласно отчетам), но это особенно не влияло на исход боя.

РТ-32, шедший концевым, прикрывшись дымовой завесой, отвернул и пошел в сторону бухты. РТ-67, шедший головным, был накрыт уже вторым залпом немецких эсминцев и сманеврировать не успел. По кораблю был открыт огонь и из 128-мм орудий и трассирующими осколочными из 37-мм зениток. Один снаряд взорвался в машинном отделении и перебил паропровод, еще один вывел из строя машинный холодильник, а третий снес мачту. Траулер потерял ход и с него начали спускать шлюпки. Немцы стреляли практически в упор по морским меркам, с 10-12 кабельтовых.

«Пассат» продержался чуть дольше. Корабль маневрировал, потому его накрыло только пятым залпом. Прямое попадание в мостик убило всех офицеров (командир корабля Окуневич, старпом Подгоных, командир БЧ-2 Пивоваров, замполит Вяткин) и несколько матросов.

Оба орудия, тем не менее, продолжали вести огонь, а экипаж боролся за живучесть корабля.

Все закончилось, когда один снаряд попал в импровизированный артиллерийский погреб. Над носовой частью корабля встал столб пламени и «Пассат» начал быстро погружаться носом в воду.

Выжившие члены экипажа РТ-67 показали, что до самого момента погружения, кормовое орудие «Пассата» продолжало стрелять по противнику. Около орудия оставался всего один человек, который продолжал бой.

Экипаж «Пассата» спустил шлюпку, в нее село всего 11 человек и шлюпку затянуло водоворотом тонущего корабля. Несколько человек прыгнуло в воду и вплавь попробовало добраться до шлюпок с РТ-67. Но в условиях пусть и летнего, но Белого моря это было сделать нереально.

Покончив с «Пассатом», эсминцы обстреляли уходящий РТ-32, но догонять не рискнули, опасаясь мелководья. С «Карла Гальстера» вслед РТ-32 выстрелили торпеду, довольно точно, но она прошла под кораблем.

И немцы принялись добивать неподвижный РТ-67. Траулер почти сразу затонул, вместе с 33 членами экипажа, которые не успели на тот момент покинуть судно. А по тем, кто успел сесть в шлюпки, немцы открыли огонь из 20-мм зенитных автоматов.

После этого, сочтя задачу выполненной, эсминцы ушли на северо-запад.

Рт-32 выбросился на берег. Из 25 членов экипажа уцелело 12, пятеро раненых, остальные в строю. Позже подошли шлюпки с РТ-67. На них спаслись еще 26 человек, из них всего двое – с «Пассата». Выжили комендор кормового орудия Борис Моцель и подводник из числа пассажиров Мефодий Трофименко.

26 человек из 99 на двух кораблях.

Подведем итог.

Три немецких эсминца уничтожили три бывших траулера. Так себе честь и слава, но есть один интересный нюанс. После этой «победы» немецкие корабли ушли на базу, потому что в этом бою израсходовали почти весь боекомплект. На уничтожение трех траулеров (РТ-32 через два года сняли с мели, но восстанавливать не стали) ушло 1 440 снарядов 128-мм, одна торпеда и неизвестно сколько снарядов 37-мм и 20-мм.

Это при том, что немцы стреляли с минимальной дистанции и без реальной угрозы со стороны траулеров. Две 45-мм пушки никак нельзя считать угрозой для эсминцев проекта 1934, которые обладали хоть и не очень толстой, но броней.

Три эсминца провозились с тремя невооруженными траулерами больше часа. Для сравнения, британцам для того, чтобы отправить на дно эсминец Z-13, которым командовал Шульце-Хинрикс, понадобилось 10 минут.

Командование Северного флота отправило по координатам «Пассата» 5 эскадренных миноносцев и 24 самолёта. К сожалению, немцев они уже не нашли.

До 10 августа 1941 года 6-я флотилия еще дважды выходила на свободную охоту. Во втором рейде эсминцы не обнаружили наших кораблей и вернулись на базу.

В третьем рейде немцы 24 июля потопили гидрографическое судно «Меридиан», водоизмещением 840 тонн, которое было вооружено одним пулеметом «Максим». Из 70 членов экипажа и пассажиров выжили 17.

10 августа три эсминца (Z-4 «Рихард Битцен», Z-10 «Ганс Лоди» и Z-16 «Фридрих Экольдт») вступили в бой и потопили СКР-12 «Туман» (бывший РТ-10 «Лебедка).

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

История «Тумана» более известна, чем история «Пассата», хотя по сути они очень похожи. Оба корабля не имели ни малейших шансов, но вступили в бой. Хотя, «Туман» даже не стрелял, поскольку кормовое орудие было уничтожено в первые минуты боя, но экипаж успел сообщить о кораблях и даже завести эсминцы под огонь береговой батареи.

Но если о подвиге экипажа «Тумана» помнят, то подвиг «Пассата», полностью выполнившего свой долг по защите конвоя, к сожалению, в нашей истории так не освещается.

Неприятно, но СКР-22 «Туман», ни 43 члена его экипажа, ни 13 подводников, находившихся на борту и однозначно не сидевших, сложа руки во время боя, не отмечены никакими наградами. Хотя попытки восстановить справедливость и предпринимались не единожды.

Да, благодаря мемуарам адмирала Головко, в 1956 году (только в 1956-м!) из книги «Североморцы» люди вообще узнали о подвиге «Пассата».

С 1966 года координаты гибели «Пассата» (69°14′ с. ш. 35°57′ в. д.) объявлены координатами славы североморцев.

Но вот экипаж… Обидно. Да, не ради наград воевали, но все-таки.

И вот, спустя 80 лет с момента героического и абсолютно неравного боя, все что можно – это вспомнить тех, кто принял этот бой. Экипаж бывшего рыболовного траулера, ставшего сторожевым кораблем и погибший почти полностью в первом же бою достоин уважения и памяти, как никогда.

«Пассат» сражался как настоящий боевой корабль, защищая вверенные ему корабли конвоя. Один из беспримерных и малоизвестных подвигов той войны, в одном ряду с «Туманом», «Дежневым», «Александром Сибиряковым».

Вечная память героям.

В Мурманске есть очень красивый и трогательный памятник. Памятник кораблям и экипажам тралового флота.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Есть подробность, которая известна не всем. Если на памятной табличке значится имя капитана с отметкой «погиб» - это говорит о том, что вместе с кораблем и капитаном погиб весь или почти весь экипаж.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

Сосредоточение чести и славы.

Что можно сказать о вроде бы «героях» нашего повествования, которые пришли за честью и славой в наши моря? Об экипажах немецких эсминцев?

Честно говоря, поведение экипажей Кригсмарине до боли напоминает действия асов Люфтваффе через три-четыре года. Когда армады американских бомбардировщиков будут стирать с лица земли кварталы немецких городов, лучшие из асов будут отстреливать истребители, увеличивая свои счета, но совершенно не оказывая сопротивления бомбардировщикам.

«Асы» Кригсмарине так действовали в самом начале войны. В июле-августе 1941 года пять эскадренных миноносцев потопили 4 траулера с четырьмя 45-мм орудиями на всех и одно малое гидрографическое судно с пулеметом. Израсходовав на маленький конвой «Пассата» весь боекомплект.

Если учесть, что в это же время орудия «Куйбышева» и «Карла Либкнехта» от души потчевали егерей Дитля снарядами, срывая их планы, те же рыболовецкие сейнеры безнаказанно высаживали десанты в тылу у егерей, нанося потери австрийским горным стрелкам, то «сражения» немецких эсминцев в Белом море смотрятся действительно позорно.

Впрочем, как закончили свой «боевой» путь основной большинство надводных кораблей Кригсмарине, напоминать, наверное, не стоит.

Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера

А стоит лишний раз вспомнить подвиг тех, кто не испугался 80 лет назад выходить с ними в совершенно неравный, без малейшего шанса бой. Вот то были настоящие моряки.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх