ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 758 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Сергеева (Вахрамеева)
    красотища какая!Красоты России (#...
  • Егор П
    Какое будущее нас...
  • нина Каспревич
    Я не знаю откуда эта информация но я знаю что до сих пор нет точной информации что там творилось Или не пишут прав...250 дней героичес...

«Ах, лётчик отчаянный Уточкин...»

Сергей Уточкин

Легендарный лётчик Сергей Уточкин был на 11 лет старше легендарного лётчика Петра Нестерова и в известной мере был предтечей достижений своего младшего коллеги. Оба ярко проявили себя на Юго-Западе Российской империи: Уточкин в Одессе, а Нестеров в Киеве.

В 1910–1912 гг. пионер воздухоплавания в России, один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей Сергей Исаевич Уточкин совершил около 150 полётов в 70 городах России и за её пределами, прежде всего в Одессе, Петербурге, Москве.

«Мой первый полёт длился двенадцать минут, – подчёркивал Уточкин. – Это время ничтожно, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, доминирует одно властное желание– бесконечно длить этот момент и никогда больше не касаться земли. Всех зову с собою в моё новое, прекрасное царство».

Через несколько десятилетий, более полувека, в 1972 г., известный ленинградский бард и учёный-океанолог Александр Городницкий сочинит песню «Воздухоплавательный парк», где будут такие строки:

«Ах, лётчик отчаянный Уточкин,
Шофёрские вам не идут очки.
Ну что за нелепые шуточки —
Скользить по воздушной струе?

Увидеть, как в небе над городом,
В пространстве, наполненном холодом,
Под звуки нестройного хора дам
Нелепый парит аппарат».

Замечательно исполняет в наши дни эту песню Сергей Брусницын:

Воздухоплавательный парк (А.Городницкий)

Аэропланы стали квинтэссенцией увлечений подвижного и отважного человека, ярко проявлявшего себя в фехтовании, теннисе, конькобежном спорте, гребле, плавании, боксе, борьбе, джиу-джитсу, велоспорте, мото- и автогонках, футболе, на яхтах! Современник пилота был точен: «Сергей Исаевич Уточкин – сравнительно молодой человек, и представляет из себя необыкновенно интересный тип спортсмена на все руки».

Как велогонщик в течение семнадцати лет Уточкин одержал на велотреке множество побед в России и за границей. С велосипеда пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. Потом увлёкся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой.

«Во все свои увлечения он умел вносить тот неуловимый отпечаток оригинальности, изящества, простодушного лукавства и остроумия, который делал его столь обаятельным. Он, как никто, умел поэтизировать спорт и облагораживать даже ремесло», – писал известный прозаик Александр Куприн.

В апреле 1910 г. в Киеве Уточкин был награждён Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России».

Пик славы и популярности авиатора пришёлся на лето 1910 г., когда 3 июля при  изрядном скоплении зрителей Уточкин поднялся в воздух на самолете «Фарман» с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Это стало сотым полётом пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по значимости с перелётом «Блерио через Ла-Манш».

Рассказывают, что Одесса боготворила своего героя, который и переворачивался на яхте, и едва не расшибся на биплане, и съезжал по Потёмкинской лестнице на велосипеде и машине, и дрался с хулиганами и получал нож в спину, и не дал растерзать толпе старика-еврея во время погрома.

С. Уточкин сыграл немалую роль в жизни Одесского аэроклуба. Это была земля, на которой когда-то находился Михайловский скит. Уцелевший от скита Свято-Михайловский храм тогда даже называли в народе «церковью Уточкина» (храм до наших дней, увы, не дожил). Аэроклуб и находящийся при нём храм во время своего пребывания в Одессе посетил император Николай II.

Этот микрорайон Одессы в народе называется «Школьный аэродром». Здесь в начале ХХ в. было учреждено «Новое научно-спортивное общество “Одесский аэроклуб”». 21 марта 1908 г. в Одессе состоялось первое собрание членов общества, первого в Российской империи. А участок земли лётчикам был выделен по личному распоряжению государя Николая II. 27 апреля 1911 г. в одесское небо поднялся первый в России аэроплан «Фарман-IV», построенный на одесском заводе. В том же году на базе аэроклуба была открыта первая в России школа пилотов.

«Кажется, я всегда тосковал по ощущениям, составляющим теперь мою принадлежность – счастливца, проникшего в воздух», – признавался Уточкин в 1910 г. в журнале «Аэро и автомобильная жизнь».

В тех же номерах журнала можно найти такие фразы: «Москвичам удалось наблюдать смелые, эффектные и блестящие полёты авиатора Уточкина. … Москва с чувством некоторого удовлетворения и без особой зависти может относиться к Петербургу, который почти одновременно и довольно успешно сумел организовать свою авиационную неделю».

Как ни странно, в Центральном доме авиации и космонавтики, расположенном в Москве недалеко от поля Ходынки, где Уточкин показательно летал, об этом феерическом авиаторе сведений не так уж много.

«Ах, лётчик отчаянный Уточкин...»

Стенд С. Уточкина в ЦДАиК

Главный музейный хранитель В. Яценко напоминает, что с 1 по 7 мая 1910 г. Уточкин совершил над Ходынкой около двух с половиной десятков полётов на биплане, который «красивым видом, простотой устройства и легкостью всего сооружения невольно располагает к себе», а «удобство подъёма и сами полеты, эффектные и такие уверенные, положительно приводят в восторг». Помогали старту биплана «Фарман» на кочковатом поле до десятка солдат, которые отбегали по знаку пилота. «Аэроплан вздрагивает, быстро катится на колесах по траве и сажен через 10-ть плавно отрывается от земли, забираясь все выше и выше. Он пролетает вдоль трибун, летит кругом всего ипподрома скакового поля, проделывает восьмёрки, красивые повороты... Сам Уточкин ясно виден всем, слившийся с аэропланом в своей напряжённой опасной работе, проносясь с громадной быстротой вперед. 4 мая Уточкин продержался в воздухе 12 минут, пролетев 17 верст... Опускается аэроплан по-птичьи: слегка коснувшись земли и вновь чуть взлетев и затем уж, скользнув колесиками по земле, совершенно останавливается».

Иногда Уточкин брал с собой пассажира, кто посмелей. И, например, отважившийся на полёт известный московский писатель Владимир Гиляровский увидел в «Фармане» такой образ: «торговый балаган с навесами из парусины».

«Вот и русские люди научились летать, не лыком шиты, и Уточкин – смелый, молодчина, дай Бог ему здоровья!» – звучали приветственные возгласы, как вспоминал очевидец, и он же свидетельствовал, что длительные перерывы в полётах, вызванные необходимостью починки авиамашины, вызывали подчас сильное, громкое раздражение публики, заплатившей за билеты и требовавшей: «Согласился лететь, так лети, рискуй, и хоть шею сломай, мне дела нет!» Публика всегда капризна.

В 1911 г. одессит Уточкин в числе дюжины авиаторов принял участие в перелёте из Санкт-Петербурга в Москву. Мероприятие прошло неудачно. Сам Уточкин сначала аварийно вынужден был сесть под Новгородом для ремонта машины, а на следующий день потерпел крушение возле Крестцов, где, израненный, помог запустить пропеллер на аэроплане Александра Васильева, которому отдал и своё оставшееся топливо. А. Куприн написал в этой связи: «Уточкин с великолепной стороны показал своё открытое, правдивое и доброе сердце».

С. Уточкин во время перелёта С-Петербург–Москва. 1911 г.

С. Уточкин во время перелёта С-Петербург–Москва. 1911 г.

Из 12 стартовавших в Питере в итоге до Москвы долетел только Васильев. А Уточкину пришлось долго лечиться после катастрофы, травмы оказались серьёзными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжёлые ушибы грудной клетки и головы.

В Одессу он вернулся другим человеком. По одной из версий, Уточкин успел в больнице пристраститься к наркотикам на почве обезболивающих средств.

Он неоднократно пытался вылечиться в психиатрических лечебницах – в Одессе, в Петербурге. Однако стала развиваться мания преследования. Надо сказать, что Уточкин с детства заикался, пережив сильный стресс: дело в том, что рано потерявший родителей Сергей воспитывался в чужом доме, и когда хозяин дома повесился, его супруга сошла с ума и зарезала всех своих детей, спасся только Сергей, получив сильную психическую травму.

Сергей Уточкин, родившийся 12 июля 1876 г. в Одессе в купеческой семье,  воспитывался с братом в разных семьях — на деньги, оставленные рано умершими родителями.

Слухи о признаках сумасшествия у легендарного пилота стали распространяться по Петербургу в начале 1913 г. После одного из приступов Уточкин был доставлен в психиатрическую больницу святого Николая Чудотворца на Мойке. Лишь осенью он вышел из больницы, до конца не поправившись. Но в списке пилотов-авиаторов России к весне 1916 г. среди сотен фамилий Уточкин значился 5-м номером по лётному диплому. И, в очередной раз выйдя из лечебницы, Уточкин добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину, где ему было присвоено звание прапорщика. Но на фронт Первой мировой он призван не был.

Авиатор С.И. Уточкин

Авиатор С.И. Уточкин

Последние свои годы авиатор прожил в Петербурге, где его не оставляли нужда, безденежье, болезни. Скончался Сергей Исаевич Уточкин 13 января 1916 г., на сороковом году жизни, в той самой петербургской психиатрической больнице, как писала «Петроградская газета», «забытый всеми, от кровоизлияния». Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, недалеко от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.

В 1962 г. на киностудии имени А. Довженко в Киеве вышел фильм об Уточкине «В мёртвой петле» с Олегом Стриженовым в главной роли. В ленте режиссёров Николы Ильинского и Суламифи Цыбульник ярко сыграла также Эльза Леждей. Между прочим, сценарий фильма был готов ещё до Великой Отечественной войны, и первоначально роль Уточкина предназначалась Борису Бабочкину. В 2001 г. киноартист Стриженов открыл в Одессе памятник легендарному авиатору.

В мертвой петле (1963). Фильм

Одесса чтит своего героя и столетье спустя. С 1977 г. работает «Одесский клуб “Авто-ретро“» имени С. И. Уточкина. Начиная с 2002 г. в городе в марте проводится ежегодная велосипедная гонка «Мемориал Уточкина». Потомками авиатора создан мюзик-холл «Уточкин». Установлена мемориальная доска на доме в Одессе в переулке Успенском, дом 23, где лётчик родился и жил с 1876 по 1916 год. 26 апреля 2016 г. одесский переулок Первый Колхозный стал носить имя Уточкина.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх