ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 760 подписчиков

Свежие комментарии

  • Халилов Гусман
    Правильно подмечено, но неправильно обьяснена хронология. Все описанное движение языков произошло в 13 - 14 веках наш...Откуда предковый ...
  • Владимир Eвтеев
    Не было никакого потопа. Не майтесь дурью библейской лживой.Пустыни и тайны, ...
  • Кот Рыжый
    Допотопная цивилизация построила пирамиды.Пустыни и тайны, ...

Чёрный ворон

Чёрный ворон

Есть в русских народных песнях какое-то неповторимое очарование в своей, казалось бы, простоте, но в то же время и потрясающей глубине и искренности. 

Как однажды подметил один из наших сатириков, мы можем слушать и death metal, и попсу, и рэп, но идя по улице тёмной ночкой, петь мы всё равно будем «Шумел камыш» или «Ой, мороз, мороз». А уж после третьей стопки, когда по свидетельству потребляющих al Kehal наступает философское понимание жизни во всей её трагической сути, так и хочется затянуть "Чёрный ворон".  
Собственно, об этой песне и поговорим.

Эта одна из популярнейших песен, считающаяся русской народной, рассказывает о встрече воина с чёрным вороном в последние минуты своей жизни. Как известно, ворон считается «вещей» птицей,сопутствующей смерти на поле битвы. В общем, грустная песня, но в то же время, очень красивая.
Песня "Чёрный ворон" хоть и русская, но наиболее вероятно сначала авторская, и лишь потом народная. В начале 19-го века молодой унтер-офицер Невского пехотного полка Николай Фёдорович Верёвкин совмещал тяжёлую армейскую службу с сочинением песен – вспоминая его практически современника Дениса Васильевича Давыдова, дворянина, партизана и поэта, мы видим прекрасные традиции русского офицерства.

Николай Фёдорович написал несколько песен, изданных в итоге лишь единожды в «Библиотеке для чтения» в 1837 году, в томе №20. Но песням, в принципе, бумажные носители информации как бы не сильно и нужны – они прекрасно передаются от человека к человеку с одним, правда, побочным эффектом: имя автора, равно как полнота и целостность слов, имеют большую вероятность потеряться и сильно преобразиться.

Возможно, так стало со строкой из написанной Верёвкиным в 1831 году «Песни после учения»: «С командиром-хватом / Любо, братцы, жить», которая трансформировалась в «С нашим атаманом / Любо, братцы, жить» в одной из самых известных казачьих песен. И скорее всего такая же судьба постигла другое произведение — "Под зелёною ракитой" —ставшей самостоятельной песней "Чёрный ворон", творчески переработанным вариантом «ракиты», начиная с третьего куплета. Вряд ли Николай Фёдорович бессовестно заимствовал народную песню и сделал своей собственностью. Единственно, мелодии к стихам он действительно брал популярные на тот момент, а тут, к сожалению, исследователи уже ничем помочь не могут в плане нахождения музыкального первоисточника. 

Между тем сам "Чёрный ворон" в чистом виде ушёл в народ и зажил вполне самостоятельной жизнью с абсолютно отличной от «Под зелёною ракитой» мелодией. 

В 1934 году русский советский композитор Гавриил Николаевич Попов написал свою аранжировку «Чёрного ворона», вошедшую в культовый фильм «Чапаев», чем упрочил славу и красного комдива, и песни.

Также песня неоднократно исполнялась в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» или в той же «Сибириаде» Андрея Кончаловского.

В пятом томе «Литературной энциклопедии» 1929—1939 года издания есть интересный фрагмент статьи в разделе «Крестьянская литература»:

«…В истории дворянской литературы нет более верноподданнических солдатских песен, нежели песни <…> унтер-офицера Невского пехотного полка Николая Верёвкина»

И пусть в целом эта статья носила идеологически уничижительный характер, она показывает и популярность произведений Николая Фёдоровича Верёвкина, и их истинную народность – наверное, это и есть подлинная слава любого поэта. Главное, чтобы мы не забывали свои культурные корни, гордились музыкальным наследием, сохраняли и преумножали его по мере сил и возможностей.

Картина дня

наверх