ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 853 подписчика

Свежие комментарии

  • sorsw
    А когда у штатовцев было хоть слово правды? Да, никогда!Простое доказател...
  • Andrew Kley
    Помню. Это ещё из 60-х.Уничтожение СССР ...
  • Александр Агапов
    СНХ - Стране Нужен Хозяин - Хозяин Нашёлся Сам - Самый Настоящий Хам - Хрущёв Никита СергеевичУничтожение СССР ...

ГЕОРГИЙ ВИЦИН: «УБИТЬ МОЖНО И ЛЮБОВЬЮ, И СЛАВОЙ»

Ольга АБАРИНОВА

Георгий Вицин

От природы Георгий Михайлович Вицин был человеком удивительно скромным, застенчивым чуть ли не до болезненности. «Я рос очень застенчивым ребёнком, – рассказывал он о себе. – И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в 4-м классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами – устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

 

Маленький Гоша ВицинМаленький Гоша Вицин

 

Действительно, на сцене Гоша начал выступать ещё в школьном возрасте, с 12 лет. Родился будущий народный артист СССР 5 (18) апреля 1917 года в Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга), хотя позднее мать, стремясь устроить сына в оздоровительную школу, сделала его на год «младше», выправив дату рождения на 23 апреля 1918-го. Когда Гоше не было ещё и года, семья переехала в Москву. Мать стала работать билетёршей в Колонном зале Дома союзов, где проходили праздничные мероприятия и концерты, и сын нередко бывал там вместе с ней. 

В 1933-м, окончив московскую школу-семилетку №26, Вицин начал учиться в Театральном училище при Малом театре, однако через некоторое время его оттуда отчислили – за «легкомысленное отношение к учебному процессу».

В 1934 году Георгий поступил в Театральное училище при Театре им. Вахтангова, в 1935-м перешёл в студию при Втором МХАТе; с 1936 года до конца 1960-х Вицин -- актёр Театра-студии под руководством Николая Павловича Хмелёва (с 1937-го эта студия влилась в Московский драматический театр им. Ермоловой). Позднее, в 1969 – 2001 гг., Георгий Михайлович будет служить в Театре-студии киноактёра.

 

Георгий Вицин в юностиГеоргий Вицин в юности​​​​​

 

Искусством тоже можно бить врага

Когда началась Великая Отечественная, труппу собирались распустить, однако этому резко воспротивился Николай Хмелёв. Он написал письмо Иосифу Сталину – о том, что нельзя закрывать театры в тяжёлое для страны время, ведь искусство тоже помогает бить врага. В итоге театральная труппа была отправлена на гастроли в Махачкалу (именно на гастроли, а не в эвакуацию), причём с личным письмом от Сталина, в котором указывалось, что все государственные учреждения должны оказывать поддержку театру им. Ермоловой.

Позднее Вицин рассказывал, что во время тех гастролей он однажды оказался, что называется, на волосок от смерти: когда труппа переправлялась на барже через Каспий, в небе, внезапно вывалившись из-за облака, появился немецкий самолёт и начал обстреливать баржу. «Все перепугались, – вспоминал Георгий Михайлович, – у команды был какой-то жалкий пулемётик, они успели только пару раз пальнуть. Немец увидел – что-то тут не так, плюнул и улетел. И только потом мы узнали, что буксир, который нас тащил, перевозил взрывчатку».

Между прочим, среди наград, которые в течение творческой жизни получил Георгий Михайлович, есть и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»…

С 1945 года – съёмки в кино 

В кино Георгий Вицин начал сниматься с 1945 года. Известность пришла к актёру уже после фильмов «Запасной игрок» и «Она вас любит!». В 1951-м Георгий Михайлович сыграл роль Николая Васильевича Гоголя в исторической киноленте Григория Козинцева «Белинский», причём сыграл настолько убедительно и сильно (не говоря уже о поразительном, почти мистическом внешнем сходстве с писателем), что вскоре его ещё раз пригласили сняться в роли Гоголя – в фильме Григория Александрова «Композитор Глинка».

 

В роли Николая Васильевича ГоголяВ роли Николая Васильевича Гоголя

 

В 1957-м началось творческое сотрудничество Георгия Михайловича с молодым режиссёром Леонидом Гайдаем. Результатом стало рождение через некоторое время легендарного трио «антигероев» – Труса (Вицина), Балбеса (Юрия Никулина) и Бывалого (Евгения Моргунова), которые так полюбятся советским кинозрителям. На идею о короткометражном эксцентричном фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдая натолкнул прочитанный фельетон о трёх браконьерах. В итоге был снят фильм, получивший в прокате фантастический успех. Зрителю понравились и умопомрачительные трюки, и темпераментная музыка Никиты Богословского. Новые персонажи мгновенно превратились в героев народного фольклора и бесчисленных анекдотов. 

Спустя несколько месяцев после «Пса Барбоса» на экраны вышла ещё одна короткометражка с участием неотразимой криминальной троицы – «Самогонщики», затем появились новые киношедевры – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница». Этот фильм в год выпуска (1967) занял 1-е место в прокате, собрав аудиторию в 76,5 млн зрителей.

 

В первый год проката фильм «Кавказская пленница» собрал 76,5 млн телезрителейВ первый год проката фильм «Кавказская пленница» собрал 76,5 млн телезрителей

 

 

 

На съёмках «Кавказской пленницы» Вицин рисовал шаржи на коллег-актёровНа съёмках «Кавказской пленницы» Вицин рисовал шаржи на коллег-актёров

 

Актриса Наталья Варлей, снимавшаяся в «Кавказской пленнице», позднее рассказывала, что Георгий Михайлович «был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актёром. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Ему не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль… А сегодня очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы».
В 1965 году Вицин сыграл ещё одну знаковую для его творческой биографии роль – Мишу Бальзаминова в фильме «Женитьба Бальзаминова».

 

В роли Миши БальзаминоваВ роли Миши Бальзаминова

 

В 1970-е годы он продолжал много сниматься, по-прежнему считаясь одним из самых популярных советских комиков. В те годы он сыграл лучшие свои кинороли в фильмах Гайдая «Двенадцать стульев», «Не может быть!», в «Джентльменах удачи» Александра Серого. Кроме того, он снялся ещё в большом количестве картин: «Старая, старая сказка», «Опекун», «Табачный капитан», «Земля Санникова», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и др. В 1977 году Вицину было присвоено звание Народного артиста РСФСР, через 13 лет – Народного артиста СССР.

«Популярности не ощущаю и не хочу ощущать»

Очень часто Георгию Михайловичу приходилось играть тихих, безобидных пьяниц, нередко ещё и с чертами Иванушки-дурачка. Этот типаж был близок громадному количеству зрителей: на Руси таких людей всегда любили и жалели. Хотя надо сказать, что в реальной жизни актёр не пил, не курил, вёл чрезвычайно здоровый образ жизни, даже увлекался дыхательной гимнастикой йогов. Актёрские компании, посиделки, пышные празднества и творческие встречи в ресторанах Вицин не любил, считая, что «застолье – это самое страшное, что придумало человечество».

О своём складе характера артист говорил так: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…» 

В славе и известности Вицин совершенно не нуждался, более того – избегал их. «Популярности своей я не ощущаю, – заявлял он. – И не хочу ощущать. Я всегда хотел, чтобы меня оставили в покое, чтобы я не привлекал внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?! Хотите мой афоризм: прожить надо незаметно. Ну не в том, конечно, смысле, что бежать от людей, но каждый должен заниматься любимым делом, и мешать ему в этом не следует». Он любил повторять: «Убить можно и любовью, и славой». 
Его дочь Наталья Георгиевна, художник-график, окончившая Суриковский институт, была убеждена, что Георгию Михайловичу «по натуре больше подходила его первая профессия – художника, скульптора, наблюдающего, созерцающего. Рисовал он везде – в поездках, между действиями в спектаклях, между съёмочными часами».

 

Георгий Вицин. АвтопортретГеоргий Вицин. Автопортрет

 

 

 

Дочь Вицина Наталья считала, что по натуре он был художником, скульпторомДочь Вицина Наталья считала, что по натуре он был художником, скульптором

 

«Личная жизнь не должна быть на всеобщем обозрении»

Только-только начав работать в Театре-студии Николая Хмелёва, 18-летний Вицин всерьёз влюбился в жену своего руководителя, актрису Надежду Васильевну (Дину) Тополеву. Она была на 16 лет старше Вицина, но, тем не менее, ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Как ни парадоксально, отношения между Хмелёвым и Вициным после этого нисколько не изменились. 

 

Надежда Тополева. Справа – скульптурный портрет Тополевой, выполненный Георгием ВицинымНадежда Тополева. Справа – скульптурный портрет Тополевой, выполненный Георгием Вициным

 

А спустя годы Георгий встретил Тамару Фёдоровну Мичурину, племянницу знаменитого селекционера Мичурина. Даже расставшись с Диной и женившись на Тамаре, он продолжал заботиться о первой жене, покупать для неё продукты и лекарства. И Тамара Фёдоровна поддерживала мужа в его заботе о первой жене – потому что считала такое поведение по-человечески правильным. А вообще Вицин считал, что «личная жизнь не должна быть на всеобщем обозрении».

 

Тамара Мичурина, вторая жена актёраТамара Мичурина, вторая жена актёра

 

«Такое время не нужно было Вицину»

1990-е годы, их общий дух и атмосфера категорически не нравились Георгию Михайловичу, он не смог и не захотел приспосабливаться под это время, «врастать» в него. В последние годы жизни он часто болел. Спасала его обязанность, которую он сам себе придумал: «Я должен идти кормить голубей». Артист ежедневно заставлял себя встать с постели и выйти на улицу, чтобы подкармливать птиц, окрестных кошек и собак. К врачам не обращался принципиально. На удручающие проявления возраста реагировал со спокойным сарказмом: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, то не нужно менять их на пластмассовые».

«Он не понадобился времени, – с сожалением подытоживал актёр Леонид Куравлёв. – Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа». 

 

В последние годы жизни актёра окружали птицы, собаки, кошкиВ последние годы жизни актёра окружали птицы, собаки, кошки

 

Свою квартиру в центре Москвы Георгий Михайлович отдал дочери, а сам перебрался в непритязательную «хрущёвку» в Староконюшенном переулке. Старался не давать интервью, избегал встреч с журналистами. И, конечно, проблем со здоровьем, как и у всякого человека в солидном возрасте, у него хватало.

«У Вицина это получалось великолепно»

В начале сентября 2001-го Вицин участвовал в концерте, проходившем в московском Театре киноактёра. После концерта у Георгия Михайловича «прихватило сердце». Вызвали «скорую», она отвезла актёра в 19-ю городскую больницу, в реанимацию. На следующий день Вицин почувствовал себя лучше, и через некоторое время дочь забрала его домой. Однако вскоре последовал очередной сердечный приступ. 10 октября артиста снова поместили в больницу. Через неделю его состояние резко ухудшилось, и 22 октября, около 16 часов 30 минут, он скончался. 

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, сказал о Георгии Михайловиче чрезвычайно точные, взвешенные, верные слова: «Ушел из жизни человек очень добрый и скромный, неординарная личность и блистательный комедийный актер». Сам Юрий Мефодьевич был убеждён, что имя Вицина стоит на одном уровне с именами лучших острохарактерных комиков мира, – возможно, и выше многих из них. «Смешить людей – дело самое трудное, – говорил он, – это знает каждый артист, и у Вицина это получалось великолепно».

Заглавное фото: Георгий Вицин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх