Погоня в Москве, обед в Одессе. Где и как снимали «Операцию "Ы"»

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 12/07/2017

Получив наряд «на строительство жилого дома», Шурик отправляется в Свиблово - глотать пыль и отгонять мух от верзилы.

Обедают герои фильма уже в Одессе - похожие кварталы строили тогда во многих городах.
Обедают герои фильма уже в Одессе - похожие кварталы строили тогда во многих городах. © / Кадр из фильма

«АиФ» вместе с киноведом Татьяной Воронцовой изучает московские места легендарной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящей из трёх новелл.

«Влип, Очкарик!»

Первоначально главного героя «Операции «Ы» звали Владик.

Но цензура приказала имя изменить. Владик - это Владимир, а Владимир - Владимир Ильич...

Первые две новеллы - «Напарник» и «Наваждение» - снимали в Москве и Одессе. Как вспоминают коллеги, Гайдай доказывал кино­начальникам - такой-то эпизод надо снять вне столицы - и выбивал командировку на море.

В «Напарнике» гигантская территория «Мосфильма» сама является декорацией (Мосфильмовская ул., 1) (1). Здесь снимается отделение милиции, где суровый милиционер (Владимир Басов) зачитывает наряды, куда нужно направить задержанных на исправительные работы.

Гигантская территория «Мосфильма» сама является декорацией. Здесь снимается отделение милиции.

Гигантская территория «Мосфильма» сама является декорацией. Здесь снимается отделение милиции. Кадр из фильма

Велико­возрастного верзилу-хулигана Федю (Алексей Смирнов) за драку в автобусе отправляют на строительство, где подрабатывает пострадавший в этом инциденте - студент Шурик (Александр Демьяненко).

Съёмки проходят в районе будущей станции метро «Свиблово», на ул. Седова (2). В 1960-м к столице были присоединены большие территории: подмосковные города, деревни, колхозные поля со временем превращались в новые городские микрорайоны. Как раз такой жилой квартал с 5- и 8-этажными строящимися зданиями фигурирует в картине. Там герои произносят ставшие крылатыми фразы. Федя говорит: «Если я встану, ты у меня ляжешь», «Влип, очкарик!» А Шурик в финале учит верзилу розгами: «Надо, Федя, надо!»

Съёмки проходят в районе будущей станции метро «Свиблово».

Съёмки проходят в районе будущей станции метро «Свиблово». Кадр из фильма

Когда хулигану везут обед, машина проносится по перекрёстку Вражских и 7-го Ростовского пер. (3). Граждане переходят улицу, стоит милиционер-регулировщик. Ничего из того, что мы видим в кадре, не сохранилось на сегодняшний день в районе Плющихи. А вот обедают герои Демьяненко и Смирнова уже в Одессе - похожие кварталы строили тогда во многих городах.

Машина проносится по перекрёстку Вражских и 7-го Ростовского пер.

Машина проносится по перекрёстку Вражских и 7-го Ростовского пер. Кадр из фильма

Новелла «Наваждение» - о студентах и экзаменах. Шурик и Лида (Наталья Селезнёва) учатся в Политехническом институте. В роли этого учебного заведения выступает Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова РАН (ул. Вавилова, 28) (4). Лида бежит по ступенькам с мороженым, размахивая сумочкой, радуясь, что сдала экзамены на «отлично». А дальше - монтаж. Шурик видит выплывающую из здания вуза героиню, но сам при этом стоит в парковой зоне киностудии «Мосфильм».

В роли учебного заведения выступает Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова РАН.

В роли учебного заведения выступает Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова РАН. Кадр из фильма

Во время «штурма знаний» Шурик пытается заглянуть в книгу, которую держит каменный студент, стоящий у главного здания МГУ (Ленинские горы, 1) (5).

У главного здания МГУ.

У главного здания МГУ. Кадр из фильма

В трамвай персонажи садятся в районе ВДНХ, в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с трамвайным депо им. Баумана (6) .

1965 и 2017 гг. Во второй части трилогии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» «Наваждение» персонажи садятся в трамвай в районе ВДНХ, в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с трамвайным депо им. Баумана. На этом самом месте Глеб Жеглов и Владимир Шарапов поймали Кирпича в «Месте встречи изменить нельзя».
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

С ВДНХ герои моментально пере­мещаются на площадь Борьбы - в окрестности теперешней станции метро «Менделеевская» (7). Это площадка треугольной формы с уютным сквером, опоясанная трамвайными путями. Сегодня место практически не изменилось и сохраняет старомосковскую атмосферу.

С ВДНХ герои моментально пере­мещаются на площадь Борьбы.

С ВДНХ герои моментально пере­мещаются на площадь Борьбы. Кадр из фильма

Когда Шурик и Лидочка на ходу читают конспекты, перешагивая через люки, мы видим Комсомольский проспект (8) . Эти места облагородили только в ­1950-е гг. До 1958 г. там была улица с соот­ветствующим названием - Большие Кочки.

Мы видим Комсомольский проспект.

Мы видим Комсомольский проспект. Кадр из фильма

А вот «жила» Лида в Одессе, там снимали эпизоды с собакой, которую герои пытались накормить доктор­ской колбасой, превратив её с помощью снотворных таблеток в любительскую.

«Налетай, торопись!»

В последней части трилогии «Операция «Ы» в Москве снимались только сцены, где жулики Трус (Георгий Вицин), Бывалый (Евгений Моргунов) и Балбес (Юрий Никулин) торгуют кошками-копилками и ковриками с русалками. Видим деревянные ряды на старом Тишинском рынке (Тишинская пл., 1) (9). Все помнят знаменитую вицинскую фразу: «Налетай, торопись, покупай живопись!» Тишинку показывают со всех ракурсов. Это уже кино­документ. Сегодня там торговый центр с блошиным рынком, но это уже совсем другая история.

Видим деревянные ряды на старом Тишинском рынке.

Деревянные ряды на старом Тишинском рынке. Кадр из фильма

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала в СССР лидером кинопроката 1965 г. Фильм посмотрели 69,6 млн человек. Но у самого Гайдая к комедийному жанру было отношение сложное.

«Лёня мне говорил: «Всё, не буду больше снимать комедии - это так тяжко. Возьму мело­драму», - рассказывает «АиФ» вдова режиссёра актриса Нина Гребешкова. - А потом через какое-то время: «Господи, люди так тяжело живут. Пусть посмеются». Думаю, Гайдай понимал свою исключительность.

Когда Лёню спрашивали, как его объявить, он отвечал: «Ничего не надо. Скажите: «Режиссёр-постановщик Гайдай». Я возмущалась: «Ты разве звания по блату получил?» - «Нинок, народных СССР - как собак нерезаных, а Гайдай один». А знаете, как он с цензурой боролся? Мог в финале комедии «приклеить» атомный взрыв. Приёмная комиссия Госкино смотрела фильм и записывала: «Бутылки в кадре - нельзя, пьяных - нельзя». Кончилась картина, и вдруг... атомный взрыв. «А это что такое?» - «Всё предыдущее было сказкой, пародией. А это наша современность». - «Но это ни с чем не вяжется. Ладно, бутылки пусть остаются. Но отрежьте взрыв». - «Нет. Это принципиально». - «Тогда на полку». Через три дня Гайдай говорит директору картины: «Скажите в Госкино: я скрепя сердце согласился отрезать взрыв». Так он спасал собственное дитя».

Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх