Рюрик Новгородский и Рорик Фрисландский

 
Рюрик. Было бы удивительно, если бы в рамках изучения личности Рюрика в свете его норманнского происхождения исследователи не предприняли бы попыток установить его тождество с каким-либо исторически достоверным персонажем того времени.

Рюрик Новгородский и Рорик Фрисландский

 

Как это ни странно, но единственным достойным кандидатом на роль первого правителя древнерусского государства оказался датский вельможа, представитель датской королевской династии Скьёльдунгов Рорик, известный по европейским хроникам как Рорик (Рёрик) Фрисландский или Ютландский.
 

Рорик – личность весьма примечательная. Это был весьма активный, амбициозный, смелый, решительный и предприимчивый вождь. На его биографии следует остановиться подробнее уже хотя бы потому, что возможное тождество Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского признавали и признают такие корифеи исторической науки, как Б.А. Рыбаков, Г.С. Лебедев, А.Н. Кирпичников и другие.

Ютландские расклады


Впервые Рорик упоминается при описании событий 850 г. одновременно в Фульдских, Бертинских и Ксантенских анналах, вероятно, в связи со смертью экс короля Ютландии Харальда Клака.. Чтобы понимать контекст этих упоминаний требуется сделать короткий экскурс в историю Дании первой половины IX в.

После гибели от рук собственного дружинника в 810 г. короля Ютландии Гудфреда среди данов разразилась долгая и кровавая междоусобица за престол. Одним из самых активных ее участников был Харальд по прозвищу Клак, то есть, «ворон». Дважды (в 812 – 814 гг. и в 819 – 827 гг.) он занимал датский престол, но оба раза был изгнан своим конкурентом Хориком I. В своей борьбе с Хориком Харальд Клак опирался на помощь франкского императора Людовика Благочестивого (в 826 г., чтобы добиться поддержки Людовика он даже крестился). Окончательно проиграв в 827 г. борьбу за власть в Ютландии, Харальд Клак получил от Людовика лен во Фрисландии (побережье Северного моря западнее Ютландского полуострова) со столицей в городе Дорестад, с условием защищать земли франков от набегов своих родственников – свеев и данов. После смерти Людовика в 840 г. Харальд исполнял свои вассальные обязательства по отношению к его сыну Лотарю, поддерживая его в борьбе с братьями Людовиком Немецким и Карлом Лысым.

Рорик в исторических анналах


Итак, первое упоминание Рорика Ютландского в франкских анналах связано со смертью Харальда Клака. При этом Бертинские анналы называют его братом Харальда, а Фульдские и Ксантенские – племянником. Вероятно, Рорик был, все-таки именно племянником Харальда Клака, поскольку Бертинские анналы, говоря о Рорике называют его «братом юного Хариольда», а Харальд Клак в это время юным быть никак не мог. Поэтому, вероятно, Бертинскими анналами имелся в виду некий другой Харальд, не Клак.

Суть же этих упоминаний такова: после смерти Харальда Рорик был обвинен королем Лотарем в измене и посажен в темницу, однако, сумел бежать и присоединился к противнику Лотаря, его родному брату Людовику Немецкому, правителю Восточно-Франкского королевства. Опираясь на поддержку Людовика Рорик сумел собрать значительное войско и занялся отвоеванием утерянных владений – Дорестада и примыкающей к нему области, которой он владел вместе с Харальдом Клаком до момента смерти последнего. «Отвоевание» заключалось в систематическом грабеже побережья, которое он вместе с Харальдом еще несколько лет назад защищал от набегов викингов, и закончилось силовым захватом самого Дорестада. Не имея сил изгнать Рорика из этого города, где его, видимо, хорошо знали и поддерживали, Лотарь выдал нужду за добродетель и подтвердил владельческие права Рорика на этот город и земли на правах вассала. 


Фризия в начале VIII в.


Бертинские анналы добавляют к это информации еще и то, что в процессе мести Лотарю, от действий Рорика пострадала не только Фрисландия, но и Фландрия (то есть, все побережье Европы, от Ютландии до Ла-Манша) и даже Британия. 

В 855 г. Рорик со своим двоюродным братом Годефридом, сыном Клака, безуспешно пытается примерить датскую корону после смерти короля Хорика I. Потерпев неудачу в этом начинании, оба брата вернулись в Дорестад. Обращает на себя внимание, что сын короля Лотаря, будущий Лотарь II, безропотно освободил для них этот город, которым, по распоряжению своего отца управлял во время их отсутствия.

В 857 г. Рорик вновь участвует в конфликте со своими родичами – на этот раз после поражения, нанесенного им королю Хорику II, он на некоторое время овладел частью его земель на Ютландском полуострове.

В 863 г. Рорик отказывается от присяги Лотарю II и присягает Карлу Лысому, от которого получает дополнительные владения.

В 869 г. умирает Лотарь II, после чего происходит раздел его королевства между Карлом Лысым и Людовиком Немецким. В период с 870 по 873 гг. анналы отмечают неоднократные встречи Рорика с Карлом, в ходе которых тот неизменно подтверждал владельческие права Рорика.

В 873 г. Рорик вновь меняет подданство, принеся вассальную присягу Людовику Немецкому. Чем было вызвано такое его решение анналы умалчиваю, как умалчивают и о реакции на такой поступок Рорика Карла Лысого. Это последнее упоминание в франкских анналах Рорика Фрисландского. Нет сведений о его смерти, как обычно это было принято писать в случае с таким знатными и известными всем особами. Только в 882 г. его земли будут переданы его родственнику – Годфриду, что могло означать официальный факт признания его умершим, либо факт его отказа от вассальной присяги.

Мог ли Рорик бывать на Руси?


Итак, активная военная и политическая жизнь Рорика отражена в анналах с 850 по 873 гг. Было ли у него время, чтобы «заехать» на Русь и основать там новое государство? 

Чтобы добраться из Дорестада до Ладоги требуется преодолеть по воде около 2500 км, то есть около 1350 морских миль. Средняя скорость драккара – около пяти узлов, таким образом, весь путь занимает около 270 часов чистого времени. С учетом необходимых остановок для загрузки провианта (допустим!) и заправки пресной водой (обязательно!), пережидания непогоды, темного времени суток (не забудем и про «белые ночи») иных непредвиденных задержек это время может увеличиться на треть, то есть до 360 ходовых часов. Получается 15 суток. Чтобы сходить от Ладоги или Новгорода до Дорестада, переброситься там с кем-то парой словечек и вернуться обратно, в среднем нужен ровно один месяц. Временные лакуны в зафиксированной деятельности Рорика куда как больше. Что мы можем сказать точно, так это то, что периодически наведываться в Британию он успевал, почему бы не предположить, что Британией он не ограничивался? 

Не следует также забывать, что вся русская летописная хронология дохристианского периода насквозь условна. Годы русских летописей могут не совпадать с годами европейских хроник, причем разница, по самым скромны и оптимистичным подсчетам может достигать четырнадцати лет уже хотя бы потому, что первые русские хронисты вели отчет от знаменательных дат в Византийской империи, но какое из событий они брали за точку отчета не всегда понятно. В частности, непонятно какую дату со времен «царя Михаила» имели в виду летописцы, начиная свой отсчет времени: дату вступления Михаила III Пьяницы на императорский престол в 842 г. или дату начала его самостоятельного правления без регентства матери в 856 г. Разница между этими датами составляет те самые четырнадцать лет. 

Таким образом, 873 г., год последнего упоминания Рорика Фрисландского в европейских хрониках «волшебным образом» запросто может оказаться 859 г. по летоисчислению русскому (а может и не оказаться), и тогда все даты, что называется, «бьются» практически идеально.

Немного о возрасте Рорика


Хотелось бы еще сказать о возможной дате рождения Рорика. Путем умозаключений, основанных на косвенных данных, часть исследователей пришла к выводу, что годом рождения Рорика с наибольшей вероятностью является 817 г. В этом случае в 873 г. ему было бы 56 лет, возраст по тем временам вполне почтенный, но отнюдь не критический. Если добавить к ним 17 лет, которые Рюрик правил в Ладоге и Новгороде, то получится 73 года – возраст уже более чем достойный, однако, вполне достижимый и по тем временам. Ярослав Мудрый умер в возрасте 76 лет, а Владимир Мономах – в возрасте 72 лет, так что такое долгожительство было вовсе не исключительным случаем.

Так он или не он?


И все-таки к полному отождествлению Рорика Фрисландского с нашим Рюриком я отношусь скептически. Несмотря на то, что нет прямых данных указывающих на то, что это два разных человека, нет, кроме сходства имен и времени активной деятельности, каких-либо данных, свидетельствующих в пользу такого отождествления. Косвенные же данные свидетельствуют как в ту, так и в другую сторону, заставляя сторонников каждой из гипотез прибегать к допущениям и оговоркам. 

Так, например, в пользу отождествления Рорика с Рюриком можно привести довод о том, что в анналах нет сведений о его семье и детях. Это, дескать, можно объяснить тем, что его семья находилась далеко на востоке, хронисты знали, что она есть, но более ничего не знали и не интересовались. На это можно возразить, что о семьях половины, а то и больше героев европейских хроник мы знаем не больше, чем о семье Рорика, однако это вовсе не значит, что эти семьи находились где-то далеко. О них просто не упоминают.

В пользу того, что Рорик и Рюрик – разные люди, можно привести довод о том, что предки Рюрика, как мы знаем, родом из района Уппсалы, а Уппсала – древняя столица шведской династии Инглингов, в то время, как достоверно известно, что Рорик принадлежал к датской династии Скьёльдунгов. На это можно возразить, что и Инглинги, и Скьёльдунги известны нам исключительно по сагам, а в них черным по белому написано, что и те, и другие произошли от Одина. А если серьезно, то на самом деле родословные скандинавских правителей настолько перепутаны, что без детального генетического исследования их потомков (а где их взять?) делать какие-либо категоричные выводы просто не имеет смысла.

Так или иначе, в настоящее время историческая наука не может ни достоверно установить тождество Рорика Фрисландского с Рюриком Новгородским, ни однозначно это тождество исключить. Мне же остается предложить читателю присоединиться к той или иной точке зрения на этот вопрос, сообразно собственным желаниям и устремлениям, либо, как я, не присоединяться ни к какой. 

Хотелось бы только добавить, что, на мой взгляд, если Рорик Фрисладский действительно сумел стать основателем русской княжеской династии и первым правителем древнерусского государства, то для нас, наследников тех славян, скандинавов и финно-угров, с кем вместе он создавал и выстраивал Русь, ничего постыдного в этом факте нет. Таким предком можно и должно гордиться.
Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх