Разберешь «беляну» одними руками, не соберешь «беляны» всеми городами

Огромный «Титаник», гигантские атомоходные ледоколы или нефтеналивные танкеры… Корабли строили большими, чтобы поразить публику, или чтобы экономить на перевозках. Сегодня трудно удивить человека, приводя большие цифры длины судов… однако русские «беляны» до сих пор могут поразить. Настолько, что американцы публиковали у себя статью, называя в ней эти речные суда авианосцами начала ХХ века.

 

Конечно, никакими авианосцами «беляны» не были. Но как еще назвать судно с длиной под сотню метров, шириной – двадцать, высотой борта порядка шести метров, и грузоподъемностью до десяти тысяч тонн.

Надо сказать, что эти характеристики больше подходят океанским судам, а «беляны» плавали только по Волге и ее крупным притокам - Каме, Ветлуге.

 

При строительстве этих огромных плоскодонных кораблей использовали порядка двухсот пятидесяти сосновых и две сотни еловых стволов. Прочность корпуса достигалась тем, что расстояние между шпангоутами обычно было около полуметра. Нос и корма были одинаково заостренными, а большущий руль в виде воротины поворачивался с помощью бревна.

 

«Беляны», как и многое деревянное в России, умели строить «без единого гвоздя», однако для больших кораблей все же применялись гвозди. Так же присутствовал и такелаж, хотя по сути «беляна» просто плыла по течению – от верховьев до Астрахани. Разве что якоря (весом по сто пудов) иногда пригождались.

 

Груз «белян» составлял «белый лес» (бревна без коры), складируемый огромными штабелями (может название судов происходит именно от этого «белого леса»?). Интересным в них было еще и то, что когда штабель начинал возвышаться над бортами, бревна клали роспусками, то есть так, чтобы они выступали за борта, увеличивая ширину судна до тридцати с лишним метров. Тут нужно было проявлять умение, дабы не нарушить равновесие.

 

Верхний «слой» груза являлся палубой. Там устанавливали пару избушек для команды, будку лоцмана на переходах с крыши на крышу, несколько воротов для якорей. Команда «белян» состояла обычно два-три десятка человек (на больших – до восьмидесяти). Которые работали главным образом на помпах, откачивающих из корпуса воду.

 
Видео с Youtube-канала Руська Правда

А самым удивительным в этих огромных кораблях было то, что по сути они были одноразовыми. «Маленькие» еще поднимались обратно к верховьям бурлаками, а большие сразу разбирались. И продавались эти корабли целиком – и груз, и корпус, и постройки. Кстати, по одной из версий, именно поэтому «беляны» и назывались «белянами» – корпус (а тем более груз) за одну навигацию просто не успевал потемнеть.

Источник ➝

Пожары в Австралии обнажили неизвестные следы древней цивилизации

 

На юго-западе австралийского штата Виктория в результате катастрофических пожаров неожиданно обнажилась неизвестная ранее система древних каналов и каменных домов, что вызвало живой интерес у археологов.

Как стало известно ИА «Экспресс-Новости», ученым уже удалось установить, что скрытые в буйной растительности Австралии следы древнейшей цивилизации, господствовавшей здесь 6 000 лет назад.

Поразительно, но факт, что обнаруженные постройки, которые гораздо старше древнеегипетских пирамид, были созданы аборигенами региона Гундитжмара.

Уникальность этого артефакта несомненна.

Достаточно упомянуть, насколько сложной представилась ученым древнейшая сеть каналов. Они были выложены из камней, и, судя по всему, использовалась для ловли угрей. До 2019 года удивительная находка была надежно спрятана под покровом буйной растительности джунглей, куда раньше не ступала нога человека.

В результате разразившихся пожаров в Австралии, каменные постройки и каналы оказались видны, как на ладони, и принимали совсем иной масштаб, чем считалось ранее, и сразу привлекли внимание ученых. В настоящее время группа археологов продолжают изучать неожиданно открытую аквакультуру этого региона, путем проведения аэрофотосъемки.

Ученые не исключают, что в ближайшем будущем получат неопровержимые доказательства того, что культура аборигенов Гундитжмара была намного развитой и сложной, чем принято думать. Раньше лишь было известно, что коренной народ этого региона невероятным образом смог создать сложнейшую сеть аквакультуры в мире, аналогов которой пока не удалось обнаружить нигде на Земле. Древнейшая система представляет собой сложный лабиринт каналов и бассейнов из камня, которые были созданы, как источник пропитания, так в древности аборигены Гундитжмара ловили угря. В 2019 году этот район официально вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник

626 метров вглубь Земли: где находится самая глубокая карстовая воронка в мире

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх