Привидения - ужасы из прошлого

Привидения - ужасы из прошлого

Почему мебель в спальне английского школьника вдруг начала двигаться сама по себе? Что до смерти напугало бывалого и отважного моряка в пустом доме? Верите ли вы в рассказы о сверхъестественном или нет, но согласитесь, что они захватывают дух и внушают страх.

Привидения, дома и замки, где они обитают, ночные стуки и падения вещей, полтергейст — вот что составляет основу наших самых ужасных сновидений. Жуткие, призрачно-бледные напоминания о нашей бренности и неопределенности, о конце, ожидающем всех нас.

Существуют ли эти кошмары реально, или это только продукт воспаленного мозга, судите сами. А мы попытаемся рассмотреть наиболее известные в истории сверхъестественные случаи и происшествия — от Белого дома до Английского банка и от маленького городка Эймитивилла, Лонг-Айленд, до Голливуда.

Призрак белого дома

Его видели Уинстон Черчилль и голландская принцесса Юлиана, а также дочь бывшего президента Морин Рейган. Кто он?

Так вот, по утверждению Черчилля, Юлианы и Морин Рейган, это не кто иной, как Авраам Линкольн, величайший из президентов Америки. «Я не шучу, — говорит Морин Рейган. — Мы на самом деле видели его». Приезжая в Вашингтон к родителям, Морин с мужем Деннисом Ревеллом часто ночевали в спальне Линкольна, и она утверждает, что видела это привидение, что оно иногда бывало красным, а иногда оранжевым. Морин и ее муж клянутся, что это был призрак Линкольна.

Ни президент Рейган, ни Нэнси за восемь лет жизни в Белом доме не видели привидения ни разу. То же самое можно сказать о президенте Буше и его супруге Барбаре. Миссис Рейган посмеивается над мнением, что дух Линкольна все еще бродит по историческому зданию, но она помнит, что их собака Реке часто лаяла, приближаясь к этой спальне, и никогда не заходила в нее. Призраки рейса 401

Однако привидения не ограничивают свое появление только домами и замками. Одна из наиболее распространенных историй о сверхъестественном — это рассказ о призраках рейса 401. В декабре 1972 года упал в болота Флориды и разбился самолет «Тристан» авиакомпании «Истерн эрлайнз». Погибли 101 человек, включая пилота и бортинженера. Но с тех пор капитана Боба Лофта и бортинженера Дэна Рипо видели члены экипажей по меньшей мере на двадцати других авиалайнерах «Тристан» компании «Истерн».

Большинство таких видений, по докладам высококлассных авиаторов, которых едва ли можно заподозрить в склонности к панике, являлись на самолетах, на которых использовались детали и оборудование, снятые с машины, выполнявшей рейс 401. Многие из тех, кто утверждал, что видел призраки Лофта и Рипо, знали обоих лично.

Голливуд: встречи со сверхъестественным

Более 25 миллионов американцев утверждают, что видели призраков, поэтому неудивительно, что многие из голливудских звезд тоже сталкивались со сверхъестественным. Актриса Элки Соммер купила дом на Беверли-Хиллз, который оказался населенным призраками, хотя она не знала об этом, пока туда не въехала.

Все началось, когда она и Джо Хайамс еще только въехали в дом. Лежа в спальне, они услышали непонятный шум, доносившийся снизу, из гостиной. Так повторялось каждую ночь. Но через несколько недель их разбудил громкий стук в дверь спальни. Хайамс вскочил с постели и открыл дверь — никого и ничего, за исключением густого черного дыма, валившего снизу.

Он в ужасе сбежал вниз по лестнице — гостиная была объята пламенем. Никто не знает наверняка, что произошло. Медиумы пояснили супругам, что призрак, вероятно, решил пошутить с огнем, но потом передумал и взбежал наверх предупредить их.

Обладательница «Оскара» Эллен Берстин, сыгравшая в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», тоже встречалась с призраком, причем этот призрак оказался дружески настроенным ее знакомым. Это случилось вскоре после смерти Ли Страсберга, известного наставника актеров.

В 1981 году Эллен гостила у вдовы покойного. Она уже засыпала, когда явился его призрак и заговорил. «Я вдруг почувствовала, что меня кто-то тронул за плечо, и появился Ли. Он сказал мне: „Будь мужественной. Да, скорби, но смерть — это продолжение жизни, а не конец ее“.

Еще более неприятные моменты испытал Джеймс Бролин, снимаясь в фильме „Эймитивиллский ужас“. Он утверждает, что даже сами съемки фильма проходили в какой-то зловещей атмосфере. Джеймс вспоминает: „Уже в первый день съемок я зашел в лифт в доме, где жил, и нажал кнопку первого этажа. На полпути вниз лифт вдруг со страшным скрипом остановился между этажами. Свет мигнул и погас, и я оказался в жуткой темноте. Я кричал, звал на помощь, но меня никто не слышал. Это был ужасный момент. В гробовой тишине и темноте в голову лезут жуткие мысли. Минуты показались мне вечностью“.

Через полчаса лифт продолжил свой путь вниз. Лишь на съемочной площадке Джеймс Бролин наконец вздохнул с облегчением.

 

Ужасы с привидениями

Конечно, фильм, в котором снимался Бролин, был куда страшнее, чем любые истории, когда-либо случавшиеся с актером. Сценарий „Эймитивиллского ужаса“ до сих пор считается одним из наиболее страшных в мировом кинематографе.

Эта жуткая история, послужившая основой для романа, ставшего бестселлером, и фильма, началась ноябрьской ночью 1974 года, когда двадцатитрехлетний Рональд де Фео зверски расправился со всей своей семьей, убив одного за другим шестерых ее членов в шести спальнях в Доме, расположенном в пригороде Лонг-Айленда. Через тринадцать месяцев в этот самый дом въехал топограф Лутц с семьей. Но уже через двадцать восемь дней новые жильцы поспешили расстаться со своей покупкой. Больше они не смогли выдержать.

Сквозь стены дома постоянно сочилась зеленая грязь. В нем роились тучи мух. Двери сами по себе срывались с петель. В гостиной то и дело слышались звуки джаза. В окнах появлялись хрюкающие свиные рыла. В конце концов семья, в которой были маленькие дети, не выдержала этого жуткого натиска нечистой силы и, бросив все, ударилась в бега.

Устрашающее воздействие потусторонних сил испытал на себе англичанин Мэтью Мэннинг. В 1967 году в доме, где он жил вместе с родителями, вдруг начало твориться нечто неладное. Его отец Дерек заметил, что каждый раз, когда он ставил серебряную кружку на полку, она оказывалась на полу. В течение нескольких последующих недель некоторые вещи обнаруживались не в тех местах, где их оставляли. Постепенно беспокойство, испытываемое хозяевами по этому поводу, переросло в суеверный страх. Начали передвигаться и переворачиваться такие тяжелые предметы, как столы и стулья.

Мэтью в своей книге „Связь“ описал некоторые жуткие впечатления: „Я лег в постель… Вдруг со стороны шкафа послышался страшный скрип, который продолжался с полминуты. Прислушавшись, я включил лампу и с ужасом увидел, что шкаф движется от стенки в мою сторону. Переместившись дюймов на восемнадцать, шкаф остановился.

Как только я выключил свет, дико затряслась моя кровать. Затем тряска внезапно прекратилась, и я почувствовал, что кровать приподнялась над полом почти на целый фут.

На следующее утро в доме царил страшный кавардак как после побоища: кругом валялась опрокинутая мебель, картины попадали со стен, стол оказался перевернутым, пол был усеян домашней утварью и посудой.

Дальнейшие события приобретали все более зловещий оборот. На полу стали появляться лужи воды, а на стенах, что уж вовсе непонятно, — надписи.

Одна из надписей предупреждала: “Мэтью, берегись!»

Невероятно, но факт: когда Мэтью уехал в школу-интернат, полтергейст переместился туда вслед за ним, и странности, что творились с ним в родительском доме, теперь начали происходить в интернате. И только в 1971 году, когда Мэтью с помощью врачей занялся своей психикой, упражняя и закаляя ее, явления полтергейста постепенно прекратились.

Однако не все проявления полтергейста настолько ужасны. Об этом свидетельствует история, происшедшая с Френсисом Мартином и его семьей. В октябре 1963 года мистер Мартин обнаружил появление мокрого пятна на стене гостиной своего дома в Метьюэне, штат Массачусетс.

Вдруг раздался хлопок, и из стены ударила струя воды. Вода лилась секунд двадцать. После нескольких таких внезапных фонтанных извержений встревоженная семья переехала к родственникам в дом по соседству.

Но в соседнем доме все повторилось — вскоре здесь тоже зафонтанировала вода! Вызвали пожарного инспектора, который тщательно проверил все трубы в доме на предмет течи, но трубы были целы. Не желая заливать дом родственников, семья Мартинов вернулась в свой дом. Но сначала они перекрыли общее водоснабжение и слили воду из всех труб.

Однако это не помогло. Необъяснимое фонтанирование воды из стен продолжалось. Странное явление периодически повторялось в течение нескольких недель, пока вдруг не прекратилось само по себе, будто кто-то — или что-то — вдруг перекрыл кран.

Лондонские привидения

Хотя Америка и богата привидениями, все же самые знаменитые призраки в мире обитают, по-видимому, в Лондоне. Город, от глухих закоулков на окраинах до всемирно известных мест, таких, как Тауэр, Английский банк и Кенсингтонский дворец, буквально заполонили сотни духов.

В Английском банке, например, обитает «Черная монахиня» — призрак, который бродит в банковском саду. Считается, что это призрак Сары Уайтхед, сестры бывшего служащего банка Филиппа Уайтхеда, арестованного в 1811 году за подделку чеков. Уайтхеда приговорили к смертной казни, и его сестра была так потрясена этой трагедией, что в последующие двадцать пять лет ежедневно являлась в банк и искала там брата.

Когда Сара Уайтхед умерла, ее похоронили в старой церкви на территории банка, где впоследствии был разбит сад. С тех пор вот уже более ста пятидесяти лет ее частенько видят здесь скитающейся в вечных поисках давно умершего брата.

Вероятно, самое известное и страшное привидение в Лондоне обитает в доме на Беркли-сквер. Оно, как сообщали, до смерти испугало по меньшей мере трех человек. В одном случае речь идет о маленьком ребенке, замученном или умершем от страха в детской комнате дома на Беркли-сквер. Говорят, что здесь иногда появляется его плачущий призрак.

В другой истории говорится о призраке молодой женщины, которая когда-то жила в этом доме со своим похотливым дядей. Спасаясь от его грязных домогательств, она выбросилась из окна верхнего этажа. Очевидцы утверждают, что видели ее призрак, кричащий с оконного карниза.

В третьей истории рассказывается о призраке ужасного бледнолицего мужчины. Одно время дом пустовал, и двое моряков решили скоротать здесь ночь. Внезапно их разбудил звук шагов на лестнице. Кто-то вошел в комнату. Увидев его, один из моряков, бедняга, так испугался, что выпал из окна и разбился насмерть. Другого моряка, пережившего этот ужас, потом нашли на улице. От страха он лишился чувств.

Дом на Беркли-сквер в викторианские времена приобрел такую широкую известность, что стал местом паломничества туристов. Один уж очень любознательный гражданин, лорд Литтлтон, даже провел ночь в комнате, посещаемой привидениями, вооружившись двумя ружьями, заряженными картечью и пулями, сделанными из серебряных шестипенсовых монет. Лорд полагал, что это гарантирует ему защиту от нечистой силы. Он потом рассказывал, что ему пришлось стрелять в привидение, бросившееся на него из темноты. Литтлтон также утверждал, что видел женщину, которая после ночи, проведенной в этом доме, сошла с ума.

Рассказывают, что на протяжении долгой и зловещей истории этого дома еще двое людей умерли здесь от страха. Однажды в одной из комнат, посещаемых привидениями, нашли истерически рыдающую на полу горничную. Ее отвезли в больницу святого Георга, где она буквально на следующий день умерла.

Но когда горничная еще была жива, врачи попытались дознаться у нее о причинах столь сильного испуга. Она отказывалась говорить о пережитом, твердя только, что это было «так ужасно», что не поддается описанию.

Вскоре после этого нашелся доброволец, согласившийся провести ночь в этой комнате, чтобы узнать, что же там могло случиться. Утром его нашли мертвым с вытаращенными от ужаса глазами.

Все это, однако, случилось довольно давно. Какая бы нечистая сила ни водилась в доме на Беркли-сквер, она уже много лет никого здесь не беспокоит.

Еще одно известное в Лондоне место, посещаемое привидениями, — Королевский театр на Друри-лейн. В этом старинном здании, построенном триста лет назад, водится не одно привидение. Самое известное из них — это, конечно, «Человек в сером», которого за последние двести лет видели десятки испуганных актеров и театралов.

Он появляется в бриджах, сюртуке и шляпе-треуголке, шествует через весь зал по проходу между креслами, затем исчезает через стену. Иногда «Человека в сером» видели сидящим в одном из зрительских кресел. Говорят даже, что его появление перед спектаклем — предвестник успешного выступления. Большинство актеров, занятых в спектакле «Танцующие годы», утверждают, что видели «Человека в сером», когда собрались на сцене для фотографирования.

Согласно историкам-театроведам, около ста лет назад в этом театре обнаружили маленькую комнату, в которой нашли скелет человека с торчащим между ребрами ножом. Считают, что он стал жертвой управляющего театром.

Здесь же, по-видимому, обитает призрак комедийного танцовщика Дэна Лино. В зеркале гримерной, которой он пользовался во время спектаклей, иногда появляется лицо. Те, кто видел его, утверждают, что это лицо Лино.

Иногда в театре случаются странные происшествия, подтверждающие предположение, что привидения — отнюдь не вымысел. Некоторые актеры рассказывали, что на сцене они ощущали толчки «невидимых рук», а Майкл Кроуфорд заявил, что в одном трудном сценическом эпизоде ему помогла чья-то рука.

Театральный архивариус Джордж Гор утверждал, что, когда он выходил из своего кабинета, его тянули за пальто невидимые руки.

Театр на Друри-лейн, возможно, самый знаменитый, но не единственный, населенный привидениями.

Оказывается, призраки обитают еще в пяти театрах. Среди них — дух Джона Бакстоуна, чье появление также гарантирует успех спектаклю.

Бакстоун, актер и руководитель театра «Хеймаркет», был фаворитом королевы Виктории. Его призрак, весьма дружелюбный, по утверждению очевидцев, появляется в одной из лож театра, а дверь его старой гримерной открывается и закрывается сама по себе.

В «Хеймаркете» также бродит призрак Генри Филда, который был актером и руководителем театра в XVIII веке.

В театре «Колизеум» обитает призрак молодого солдата первой мировой войны. В каждую годовщину своей гибели он занимает место в бельэтаже. Говорят, свой последний вечер в Лондоне он провел в этом театре, на следующий день уехал на войну и был убит.

 

Королевские призраки

В Лондоне есть призраки на любой вкус — от клоунов до королей. Множество людей в разные годы утверждали, что видели лицо короля Георга II в окне над парадным входом в Кенсингтонский дворец.

Говорят, перед смертью король смотрел в окно на флюгер в надежде, что ветер вот-вот поменяет свое направление и станет благоприятным для кораблей, которые везут важные депеши из горячо любимой им Германии.

Эти депеши Георг II страстно желал прочитать до прихода своего смертного часа. Но 25 октября 1760 года он скончался, так и не дождавшись смены ветра.

И до сих пор, как говорят очевидцы, печальное бледное лицо Георга II нет-нет да и появится в окне, чтобы взглянуть на флюгер.

Разумеется, рассказ о знаменитых лондонских привидениях не может считаться исчерпывающим без упоминания о Тауэре, где на протяжении многих веков произошло изрядное количество странных событий.

Один из самых удивительных докладов о необъяснимых явлениях поступил от Эдварда Свифта, который был хранителем королевских сокровищ почти сорок лет, до выхода в отставку в 1852 году.

Свифт вспоминал, что однажды, в октябре 1817 года, они всей семьей ужинали в гостиной палаты сокровищ, когда перед их глазами вдруг предстало очень странное видение: над их столом около двух минут висело в воздухе «цилиндрическое тело наподобие стеклянной пробирки». Вдруг эта пробирка, которая, по описанию Свифта, была наполнена густой бело-голубой жидкостью, медленно поплыла вокруг стола. Миссис Свифт вскрикнула: «О Боже! Оно схватило меня!» Тогда Свифт вскочил и замахнулся стулом на странный предмет. В мгновение ока таинственная пробирка исчезла.

Невероятно, но ни сын, ни невестка Свифта этой «пробирки» не видели!

По признанию очевидцев, самым поразительным и страшным видением, наблюдаемым в Тауэре, является сцена казни графини Солсберийской, обезглавленной по указу короля Генриха VIII.

Это видение появляется только в годовщину казни.

Очевидцы свидетельствуют, что графиня видна очень четко, слышны ее безумные крики, когда к ней приходит призрак палача. После казни ужасное видение исчезает.

Неудивительно, что большинство привидений лондонского Тауэра обитают в Кровавой башне. Здесь появляются двое маленьких принцев, король Эдуард V и его младший брат Ричард, герцог Йоркский. Они были убиты по приказу Ричарда, герцога Глостерширского, ставшего впоследствии королем Ричардом III. Их призраки видели много раз бредущими рука об руку в вечном поиске покоя.

Обезглавленное тело Анны Болин, одной из нескольких казненных жен короля Генриха VIII, видели в разных местах лондонского Тауэра.

Фельдмаршал граф Гренфелл молодым лейтенантом нес службу в Тауэре. Однажды он доложил, что видел призрак Анны у стен королевских покоев, где она томилась в ночь перед казнью. Гренфелл сказал, что перед ним возникло ее обезглавленное тело и он потерял сознание. Но начальство не поверило молодому лейтенанту и предположило, что он был пьян.

В последствии на трибунале, когда другие стражники подтвердили его мало похожий на правду рассказ, Гренфелл был оправдан.

 
Источник:
Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх