Степаново озеро: история из жизни о проклятии старого колдуна

 


Дед Степан жил уединенно на хуторе, расположенном на пологом берегу озера. Озеро это долгое время было среди местных жителей безымянным, а потом постепенно его начали называть именем старого хуторянина – Степаново озеро.
Семьи у него не было, точнее, был единственный сын, который уже давно уехал в город, обустроился там, женился и отца навещал не слишком часто, как говорится, раз в год по обещанию. А жена давно умерла. Гостей старик тоже не жаловал, так и куковал в одиночестве бирюком.


Впрочем, среди местных тоже не было больших охотников водить с ним дружбу. А все потому, что дед Степан слыл колдуном, причем не обычным, а потомственным. И неудивительно, что даже какие-то совершенно рядовые происшествия расценивали, как козни колдуна. Впрочем, ради справедливости нужно сказать, что у этих слухов имелись определенные основания. Вот например такой случай.

Дед Степан держал у себя небольшой курятник из шести голов. Однажды ночью кто-то забрался к нему и унес почти всех куриц – утром обнаружилось только две. Недолго думая, Степан пришел в сельсовет и написал заявление, в котором указал вора.
В нем говорилось, что местный мужик по имени Василий Трошин продал его кур на базаре в райцентре. Также дед назвал двух свидетелей, которые видели, как Трошин продавал кур: Семен Ряшкин и Михаил Смирнов. Делу дали ход и вызвали участкового. Тот вызвал пострадавшего и остальных троих в свой кабинет.

Конечно, Трошин от всего отказывался и даже пытался пристыдить деда Степана. Ряшкин и Смирнов тоже говорили, что ничего не видели. Участковый спросил старика, был ли он на базаре лично? Тот ответил, что нет, но точно знает, что Трошин – вор. Что было делать? Поскольку никаких доказательств не было, участковый постановил закрыть это дело.
Тогда дед Степан посмотрел на всех собравшихся и произнес следующую речь:

- Ты, Василий, - обратился он к Трошину, - за свое зло очень плохо кончишь. Семен – береги свою корову – скоро она околеет, а перед этим будет доиться кровью. Михаил, - перевел он взгляд на Смирнова, - у тебя вскорости падут все овцы.
Участковому же дед предсказал, что тот сам скоро сядет в тюрьму. После этого Степан еще раз обвел всех тяжелым взглядом и вышел из помещения.

Уже очень скоро все, что он предсказал, начало сбываться. Тем же летом Ряшкин и Смирнов действительно лишились своего скота. Трошин, который браконьерствовал – ловил рыбу сетями и ставил их только в ему известных местах, внезапно утонул – запутался в собственной сети, свалился с лодки в воду и не смог выбраться.

Его тело обнаружили случайно через пару месяцев, уже изрядно поеденное рыбой и раками. Что же до участкового, то через пару лет он действительно выпивши сел за руль, насмерть сбил ребенка и угодил в тюрьму на длительный срок. Его карьера на этом закончилась.

Другую историю о деде Степане я услышал от хозяина дома, в котором снимал комнату на лето. Он рассказал мне, что не так давно два дачника, отправились на рыбалку и в поисках удачного места подошли к саду старика. Там как раз поспели крупные красные яблоки, и рыболовы не смогли удержаться от соблазна.

Как мальчишки, забрались они в сад и начали набивать яблоками рюкзаки. Так увлеклись, что даже не сразу заметили хозяина, подошедшего к ним со спины. Он попытался их пристыдить, говоря, что нехорошо брать чужое добро без спросу.
Но те, вместо того чтобы извиниться, в ответ наговорили ему дерзостей. Тогда дед Степан предупредил, что уже очень скоро им придется расплатиться за грех воровства. Повернулся и ушел в дом.

На следующий день горе-рыболовы засобирались домой, вышли на дорогу, где надеялись поймать попутную машину. Тут-то их и сбил пьяный мотоциклист. Один получил сотрясение мозга, у второго оказались сломаны обе ноги.



Нужно ли говорить о том, что слух об этом происшествии мигом разнесся по деревне и односельчане были убеждены в том, что это проделки старого колдуна.
Я любил эти тихие живописные места, хотя ездить сюда мне доводилось не часто – деревня находится в приграничной зоне, и чтобы попасть в нее, каждый раз нужно было оформлять специальное разрешение.

Поэтому я продолжал поддерживать связь со знакомым лесником, который и высылал мне обычно приглашение. Мы периодически созванивались, делились новостями. И вот как-то раз он упомянул в разговоре о том, что на озере начали происходить какие-то странные вещи.

Мне стало интересно и я решил съездить, чтобы все увидеть своими глазами. Лесник прислал мне приглашение и уже через неделю я снова был на берегах Степанова озера.

По словам моего знакомого, на рыбу в озере напал мор, а все потому, что дед Степан проклял его. Вот оно и умирает. Местные жители больше не промышляют рыбалкой и даже не приближаются к воде.

Дело было так. Когда прошлым летом к Степану приехал из города сын, с ним произошло несчастье.

Отдохнув с дороги, слегка выпив и закусив, они с приятелем решили сходить на озеро искупаться.

Григорий – так звали парня – решил вспомнить былое, забрался на скалу, с которой всегда нырял, прыгнул с нее и ударился головой о кол, который браконьеры вбили в дно, чтобы привязать сеть.

Приятель его сбегал в деревню, позвал на помощь, парня вытащили из воды, вот только к врачупришлось его везти за 50 км. Пока довезли, он уже скончался.

Григория похоронили на местном кладбище – так захотел отец. После похорон он был сам не свой, горе одолело его, он сгорбился, похудел, начал кашлять и буквально таял на глазах. Невестка увезла старика в город, чтобы показать его врачам, но ничего не помогло, и через полгода дед Степан тоже умер. А перед смертью он проклял озеро, которое отняло у него сына.

Конечно, я сразу решил отправиться на озеро, чтобы самому посмотреть, что там происходит. Прошелпару километров по берегу и поднялся на скалу – с нее открывался хороший обзор.

Повсюду, как только я мог видеть, на волнах покачивалась мертвая рыба и темные водоросли. Это зрелище было невероятно печальным, я спустился вниз, привалился спиной к скале, решил немного отдохнуть, закрыл глаза и, по-видимому, задремал.
Проснулся, когда уже начало вечереть. Ветер на озере стих, поднимался вечерний туман. Он показался мне сырым, серым и каким-то болезненным. А еще на берегу явственно чувствовался тяжелый запах тухлой рыбы.

Конечно, кто-то может сказать, что дело ни в каком не колдовстве, а просто в озеро попали какие-то бактерии, которые и вызвали массовый мор рыбы. Возможно, это действительно так. Вот только местные жители уверены, что дело именно в проклятии, которое наложил на озеро колдун. И я даже склонен им верить.

На следующий день с утра я уехал домой, а потом и вовсе покинул эти места. Больше я никогда не бывал на Степановом озере. И что с ним было дальше – не знаю.

источник
Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх