10 фактов о смерти

 
10 фактов о смерти

Костлявая с косой — классический образ смерти в западной культуре, но далеко не единственный. Древние общества олицетворяли смерть множеством способов. Современная наука смерть обезличила, сорвала с нее покров тайны и обнаружила сложную картину биологических и физических процессов, которые отделяют живых от мертвых. Но зачем вообще изучать опыт смерти, если пути назад все равно нет?

Если о смерти вы и слышать не хотите, то считайте эту статью непрошеной подсказкой.

  • Разные культуры веками очеловечивали смерть, чтобы придать непостижимому знакомые черты.
  • Современная наука сорвала со смерти покров тайны, постигнув ряд биологических процессов, но немало вопросов остается неразгаданными.
  • Наука о смерти — не болезненное напоминание о жестокости судьбы, но способ улучшить положение живых.

Черный плащ. Ухмыляющийся череп. Костлявая с косой — классический образ смерти в западной культуре, но далеко не единственный. Древние общества олицетворяли смерть множеством способов. У греков был крылатый Танатос, который срезал прядь волос, высвобождая из тела душу. У скандинавов — затворница Хель, хмурая и нелюдимая. А у индусов — бог смерти Яма в ярких одеждах.

Современная наука смерть обезличила, сорвала с нее покров тайны и обнаружила сложную картину биологических и физических процессов, которые отделяют живых от мертвых. Но благодаря этим открытиям смерть, в некотором смысле, стала нам более чуждой.

1) Сознание сохраняется и после смерти

Многие из нас представляют себе смерть чем-то вроде сна. Голова наливается тяжестью. Веки подрагивают и осторожно закрываются. Последний вздох — и все выключается. По-своему даже приятно. Увы, это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Доктор Сэм Парниа (Sam Parnia), глава отдела реанимации в медицинском центре Лэнгона при Нью-Йоркском университете, давно изучает смерть. Он пришел к выводу, что сознание сохраняется какое-то время после смерти. Кора головного мозга — мыслящая его часть — испускает волны еще примерно 20 секунд с момента смерти.

Исследования на лабораторных крысах выявили рост мозговой активности непосредственно после момента смерти, что приводит к возбужденному и сверхбдительному состоянию. Если такие состояния возникают и у людей, это доказывает, что на ранних стадиях смерти мозг остается в полном сознании. Заодно это объясняет, почему пережившие клиническую смерть иногда помнят, что произошло, хотя были технически мертвы.

Но зачем вообще изучать опыт смерти, если пути назад все равно нет?

«Точно так же, как исследователи изучают качественную природу любви и сопутствующего ей опыта, мы пытаемся понять, что именно люди испытывают в момент смерти. Мы считаем, что эти ощущения неизбежно коснутся каждого», — сказал Парниа в интервью сайту «ЛайвСайенс» (LiveScience).

2) Зомби действительно существуют (или вроде того)

Недавно Йельская школа медицины получила 32 мозга из свиных туш с близлежащей бойни. Нет, отнюдь не для запугивания и мафиозных разборок. Ученые собирались физиологически их воскресить.

Исследователи подключили мозги к перфузионной системе под названием «БрейнЭкс» (BrainEx). По ней к бездействующим тканям потек раствор искусственной крови, а с ним — кислород и питательные вещества.

Мозги не только «ожили», но некоторые их клетки проработали еще 36 часов. В них потреблялся и усваивался сахар. Даже иммунная система заработала. А некоторые даже передавали электрические сигналы.

Поскольку снимать «Скотный двор» (речь идет об экранизации одноименной повести Дж. Оруэлла — прим.ред.) с зомби ученые не собирались, они ввели в раствор химические вещества, которые подавляет активность нейронов — то есть сознание.

Реальная их цель была такая: разработать технологию, которая поможет дольше и тщательнее изучать мозг и его клеточные функции. А это в своею очередь улучшить методы лечения травм головного мозга и дегенеративных заболеваний нервной системы.

3) Для некоторых частей тела смерть — далеко не конец

Жизнь после смерти существует. Нет, доказательств загробной жизни наука не нашла. И сколько весит душа, тоже не выяснила. Но наши гены живут даже после того, как мы умрем.

В исследовании, опубликованном в журнале «Оупен Байолоджи» (Open Biology) Королевского общества, изучалась экспрессия генов мертвых мышей и рыбок-данио. Исследователи не знали, снижается ли она постепенно или прекращается сразу. И результаты их поразили. Более тысячи генов после смерти активизировались, причем в некоторых случаях период активности длился до четырех дней.

«Мы такого же не ожидали», — признался журналу «Ньюсуик» (Newsweek) Питер Ноубл (Peter Noble), автор исследования и профессор микробиологии Вашингтонского университета. «Можете себе представить: берете образец через 24 часа с момента смерти, а число транскриптов взяло и увеличилось? Вот это неожиданность».

Экспрессия касалась стресса и иммунитета, а также генов развития. По мнению Ноубла и его соавторов, из этого следует, что тело «отключается поэтапно», то есть позвоночные организмы умирают постепенно, а не одновременно.

4) Энергия остается даже после смерти

Но даже наши гены со временем исчезнут, а сами мы обратимся в прах. Вас не тоже удручают перспективы забвения? Тут вы не одиноки, но пусть вас утешит тот факт, что часть вас после смерти будет жить еще долго. Это ваша энергия.

Согласно первому закону термодинамики, питающая жизнь энергия сохраняется и не может быть уничтожена. Она попросту перерождается. Как объяснил в своей «Панихиде от физика» комик и физик Аарон Фриман (Aaron Freeman): «Пусть физик напомнит вашей рыдающей матери о первом законе термодинамики, что энергия во вселенной не создается и не разрушается. Пусть ваша мать знает, что вся ваша энергия, каждая ее вибрация, каждая британская единица теплоты тепла, каждая волна каждой частицы — все, что некогда было ее любимым чадом — останется с ней в этом мире. Пусть физик расскажет плачущему отцу, что в том, что касается энергии космоса, вы отдали ровно столько же, сколько получили».

5) Возможно, клиническая смерть — лишь видение необычайной силы

Опыт клинической смерти бывает разный. Одни говорят, что выходят из тела. Другие отправляются в некий потусторонний мир, где встречают покойных родственников. Третьи попадают в классический сюжет со светом в конце туннеля. Объединяет их одно: что происходит на самом деле, мы точно сказать не можем.

Как предполагает исследование, опубликованное в журнале «Ньюролоджи» (Neurology), клиническая смерть — это состояние, пограничное бодрствованию и сну. Ученые сравнили переживших клиническую смерть с обычными людьми, и выяснили, что они чаще впадают в состояние парадоксального сна, когда сон как бы вмешивается в бодрствующее сознание.

«Возможно, у тех, кто пережил клиническую смерть, нервная система возбуждается особым образом, и это своего рода предрасположенность ко сну с быстрым движением глаз», — сообщил «Би-би-си» Кевин Нельсон (Kevin Nelson), профессор Университета Кентукки и ведущий автор исследования.

Следует отметить, что исследование имеет свои ограничения. В каждой группе опрошено лишь по 55 участников, а выводы делались на основе косвенных свидетельств. В этом и заключаются фундаментальные трудности в изучении клинической смерти. Такие переживания крайне редки и не могут быть воссозданы в лабораторных условиях. (Да и ни один совет по этике на такое не пойдет).

В результате мы имеем лишь отрывочные данные, и трактовать их можно по-разному. Но маловероятно, что душа после смерти отправляется на прогулку. В рамках одного эксперимента в 1 000 больничных палат расставили на высоких полках разные фотографии. Изображения эти увидел бы тот, чья душа выходила из тела и вернулась.

Но никто из тех, кто пережил остановку сердца, их не видел. Так что даже если их души взаправду покидали свои телесные узилища, у них находились дела поважнее.

 

6) Мертвецов оплакивают даже животные

Насчет этого мы еще не уверены, но очевидцы говорят, что это так.

Участники экспедиций видели, как слоны останавливаются «проститься» с мертвыми — даже если покойный был из другого стада. Это подтолкнуло их к выводу, что у слонов есть некий «обобщенный ответ» на смерть. Еще с мертвыми товарищами «прощаются» дельфины. А у шимпанзе вокруг мертвых сложился целый ряд обрядов, например, уход за шерстью.

Похоронных ритуалов, подобным человеческим, в дикой природе не замечено — для этого требуется абстрактное мышление — однако такое поведение все же свидетельствует о том, что животные сознают смерть и реагируют на нее.

Как пишет Джейсон Голдман (Jason Goldman) с «Би-би-си»: «На каждый уникальный аспект нашей жизни, присущий лишь нашему виду, приходятся сотни, которые наблюдаются и в мире животных. Наделять животных человеческими чувствами не стоит, но важно помнить, что мы и сами по-своему животные».

 

7) Кто придумал хоронить покойников?

Изучая разные культуры, антрополог Дональд Браун (Donald Brown) обнаружил сотни общих черт. При этом у каждой культуры свой способ чтить и оплакивать умерших.

Но кто додумался до этого первым? Люди или более ранние гоминиды? Ответ на этот вопрос найти непросто — он теряется в седом тумане древности. Однако кандидат у нас есть — и это гомо наледи (Homo naledi).

Окаменелые останки этого ископаемого человека обнаружены в пещере Восходящая звезда в местности Колыбель человечества в ЮАР. В пещеру ведет вертикальный лаз и несколько «шкуродеров» — поползать придется порядком.

Исследователи заподозрили, все эти люди там оказались не случайно. Вероятность обвала или другого стихийного бедствия они исключили. Казалось, это задумано специально, и ученые заключили, что пещера служила гомо наледи кладбищем. С ними не все согласны, и чтобы ответить на этот вопрос однозначно, нужны дополнительные исследования.

 

8) Живой труп

Для большинства из нас грань между жизнью и смертью очевидна. Человек либо жив, либо мертв. Для многих это само собой разумеется, и остается лишь радоваться, что сомнений на этот счет не возникает.

Вот люди с синдромом Котара этой разницы не видят. Это редкое помешательство в 1882 году описал доктор Жюль Котар (Jules Cotard). Больные утверждают, что они давно мертвы, что у них не хватает частей тела или что они потеряли душу. Выражается этот нилигистический бред в чувстве отчаяния и безнадежности — больные пренебрегают здоровьем, и им трудно адекватно воспринимать объективную реальность.

Одна 53-летняя филиппинка утверждала, что от нее пахнет гнилой рыбой, и требовала, чтобы ее отвели в морг, к «своим». К счастью, ей помогло сочетание нейролептиков и антидепрессантов. Известно, при правильном подборе лекарств это тяжкое психическое расстройство поддается лечению.

 

9) Правда, что волосы и ногти растут даже после смерти?

Неправда. Это миф, но у него есть биологическое объяснение.

После смерти волосы и ногти расти не могут, потому что перестают появляться новые клетки. Клеточное деление питает глюкоза, а для ее расщепления клеткам необходим кислород. После смерти оба они поступать перестают.

Не поступает и вода, что приводит к обезвоживанию организма. И когда кожа трупа высыхает, она отрывается от ногтей — и те кажутся длиннее — и стягивается вокруг лица (от этого кажется, что на подбородке у трупа выросла щетина). Те, кому не повезло эксгумировать трупы, могли принять эти изменения за признаки роста.

Любопытно, что посмертный «рост» волос и ногтей породил сказки о вампирах и других ночных тварях. Когда наши предки выкапывали свежие трупы и обнаруживали щетину и пятна крови вокруг рта (результат естественного скопления крови), разумеется, они живо представляли себе вурдалаков.

Сегодня эта перспектива никому не грозит. (Если, конечно, вы не завещаете свой мозг Йельской школе медицины.)

 

10) Почему мы умираем?

Людей, переваливших за 110 лет, называют супердолгожителями — и они большая редкость. Дожившие до 120 и вовсе наперечет. Старым человеком в истории остается француженка Жанна Кальман (Jeanne Calment) — она прожила целых 122 года.

Но отчего мы вообще умираем? Если отбросить духовные и экзистенциальные объяснения, самый простой ответ заключается в том, что после какого-то момента природа сама от нас избавляется.

С точки зрения эволюции, смысл жизни — передать свои гены потомству. Поэтому большинство видов умирает вскоре после размножения. Так, лососи погибают сразу после нереста, поэтому для них это билет в один конец.

У людей все немного по-другому. Мы больше вкладываемся в детей, поэтому нам приходится жить дольше, чтобы ухаживать за потомством. Но человеческая жизнь намного превышает репродуктивный возраст. Это позволяет нам вкладывать время и силы на воспитание внуков (которые тоже несут наши гены). Этот феномен иногда называют «эффектом бабушки».

Но если бабушки и дедушки приносят столько пользы, то почему предел установлен в районе ста с лишним лет? Потому что на большее наша эволюция не рассчитана. Нервные клетки не размножаются, мозг усыхает, сердце ослабевает, и мы умираем. Если бы эволюции понадобилось, чтобы мы задерживались на подольше, «выключатели» бы не срабатывали. Но, как мы знаем, эволюция требует смерти, чтобы поддерживать и развивать механизм приспособления.

Рано или поздно наши дети сами станут бабушками и дедушками, и наши гены перейдут к последующим поколениям.

Кевин Дикинсон (Kevin Dickinson)

 
Источник:
Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх