НАУКА: 7 ЧУДЕС СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Добро пожаловать на борт — в короткое, но полное впечатлений путешествие по любимым достопримечательностям космических туристов.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

sol-sys.jpg

Для начала договоримся о билетах. Американский бизнесмен Деннис Тито, который в 2001 году стал первым в истории космическим туристом, выложил за полет к МКС 20 млн долларов. В феврале 2019-го основатель компании SpaceX Илон Маск заявил, что «однажды перелет на Марс будет стоить менее 500 тысяч, а возможно, и меньше 100 тысяч долларов». Нет сомнений, это тоже не предел.

Когда-нибудь билеты в космос станут доступны каждому. Жаль, никакой жизни не хватит на то, чтобы посетить все удивительные уголки нашего звездного дома. Поэтому мы поговорили с российскими астрономами и с их помощью отобрали главные достопримечательности для будущей экскурсии с посещением главных чудес Солнечной системы. Занимайте места, начинается обратный отсчет.

Поверхность Луны

21687779771_bf88ab3208_o.jpg

Гид: Константин Постнов, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии МГУ

«Луна — еще не космос», — скажут туристы будущего. И все же без посещения этого исторического места экскурсия по Солнечной системе была бы неполной. Здесь вы увидите застывшие советские луноходы, прогуляетесь вдоль следов, оставленных американскими астронавтами, и узнаете о тайнах, которые до сих пор скрывает наш вечно загадочный спутник. Ведь и сегодня в точности неизвестно, откуда он появился: был ли захвачен притяжением Земли, случайно пролетая поблизости, или образовался после катастрофического столкновения, которое пережила наша планета еще в ранней молодости?.. «Массивная Луна стабилизирует ось вращения Земли, обеспечивая комфортные условия для жизни на нашей планете», — добавляет Константин Постнов. Можно сказать, что мы появились на свет и добрались до Луны благодаря... Луне.

Грозы Венеры

R3300046-Pioneer_image_of_V.jpg

Гид: Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга

Пристегните ремни — мы совершим маневр, обогнув ближайшую соседку Земли. Венера известна своим дурным характером: парниковый эффект на ней перешел все мыслимые границы. Плотная и бурная, наполненная серой и молниями атмосфера создает у поверхности огромное давление и температуру выше 450 °C. Впрочем, ко времени нашей экскурсии высоко над облаками, где обстановка поспокойнее, наверняка появятся парящие платформы, которые обсуждались еще в конце XX века. Оставаясь здесь, мы оценим этот грозный мир с безопасного расстояния и поговорим об одной из главных странностей Венеры — ее суперротации. «В отличие от остальных планет, суточное вращение Венеры происходит невероятно медленно и в обратном направлении, — объясняет Владимир Сурдин. — При этом атмосфера вращается быстрее и в противоположную относительно поверхности сторону».

Озера Марса

ESP_046851_2040.jpg

Гид: Иван Золотухин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга

Устраивайтесь поудобнее, перелет предстоит неблизкий: снова к орбите Земли и дальше, в сторону внешних областей Солнечной системы. По пути мы заглянем на Марс и сможем оценить впечатляющую высоту его главной вершины. Потухший вулкан Олимп поднимается на 26 км — больше любой горы в Солнечной системе, — но таким пологим склоном, что охватить его громаду взглядом, стоя на поверхности планеты, просто невозможно. Кстати, вулканизм на Марсе может продолжаться до сих пор. Еще в начале 2019 года геологи предположили, что на глубине нескольких километров скрываются полости, заполненные горячей магмой. Подогревая поверхность, она может сохранять жидкой воду в озерах, обнаруженных под толстым слоем льда в окрестностях марсианских полюсов.

Красное Пятно Юпитера

Jupiters_Great_Red_Spot_-_.jpg

Гид: Борис Шустов, научный руководитель Института астрономии РАН

Через 550 миллионов километров посмотрите направо. Там, высоко в облаках газового гиганта, мы увидим величайший во всей Солнечной системе ураган. Большое Красное Пятно — юпитерианская буря, которая могла бы поглотить не слишком крупную планету вроде нашей. Скорость ветра в Пятне превышает 500 км/ч, но еще более удивительна его устойчивость: Пятно наблюдается еще с 1660­-х, и лишь в последние десятилетия стало понемногу уменьшаться. «Поразительно стабильный газовый динамический объект. Как получилось, что поступление и рассеивание энергии так точно сбалансированы? — изумляется Борис Шустов. — На Юпитере есть и другие устойчивые штормы, хотя и меньшего масштаба. Удивительно, что все они расположены в южном полушарии».

Вулканы Ио

PIA02308.jpg

Гид: Борис Штерн, ведущий научный сотрудник Астрокосмического центра ФИАН

Пожалуйста, не разбредайтесь: следующее чудо мы найдем неподалеку от Юпитера, заглянув на ближайший из его крупных спутников. Ио — самое геологически активное тело во всей Солнечной системе. Двигаясь вокруг гигантской массивной планеты, он «мнется» ее гравитационным полем, будто гигантский пластилиновый ком. Именно эта энергия подогревает спутник и питает его многочисленные вулканы, постоянно засыпающие поверхность свежим пеплом. Уже к далекому 2018 году их было известно больше 400. Следите внимательно: в любой момент кора может прорваться новым мощным выбросом, поднимающимся на сотни километров. «Если это снять с относительно близкого расстояния, получится фантастически красиво, — добавляет Борис Штерн. — На Земле таких грандиозных извержений не увидишь».

ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ
Перекус по дороге

Полет Гагарина длился всего 108 минут, и проголодаться он не успел. На борту имелись только тюбики для быстрого перекуса. Но уже второму космонавту Герману Титову, который провел на орбите больше суток, довелось попробовать здесь трехразовое питание. Вернувшись, он не лучшим образом отозвался о нем: огромные нагрузки требуют больших расходов энергии, и того рациона было мало. С тех пор медики с особенным вниманием относятся к составлению меню для космонавтов, делая его питательным, полезным и близким к привычному.

Готовые рационы производят на Бирюлевском экспериментальном заводе, который пускает их и в свободную продажу. Впрочем, специальное «космическое питание» почти не отличается от земного. Продукты, которые отправляются на МКС, стараются сделать как можно более легкими и компактными и упаковывают для использования в условиях микрогравитации. В остальном же это могут быть самые обычные блюда и напитки, которые мы с удовольствием едим на Земле, но только прошедшие серьезный отбор по качеству. К примеру, на орбиту отправляются горчица, кетчуп, аджика и джемы «Махеевъ» — те же самые, что и в ближайшем супермаркете.

Система Сатурна

PIA21628.jpg

Гид: Антон Монахов, штатный экскурсовод редакции

Эту достопримечательность эксперты сочли слишком популярной, советуя посетить области, менее освоенные туристами. Но нельзя же просто пролететь мимо системы Сатурна, пропустив это блистательное зрелище. Плоские (кое-где их толщина не превышает десятка метров) кольца сверкают в лучах Солнца бесчисленными мелкими льдинками. А чуть впереди — видите? — в 750 тыс. км от края дальнего кольца дымится плотная атмосфера Титана. Если не считать Земли, это единственное место в Солнечной системе, где происходит круговорот жидкости. Она испаряется и образует облака, выпадает осадками, стекается в реки, плещется озерами и морями. Однако при здешних низких температурах все эти «водоемы» наполнены не водой, а метаном, сжиженным газом. Рядовому олигарху начала XXI века такие богатства и не снились.

Пустыни Плутона

PIA19952.jpg

Гид: Сергей Попов, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга

Плутон — планета карликовая, далекая и холодная. Недаром опытные экскурсоводы шутят, что площадь его сравнима с территорией России, и климат здесь такой же. По счастью, последнее далеко от истины: температура у поверхности Плутона держится ниже −220 °C. Зато разнообразием ландшафтов он действительно может сравниться с нашей большой страной. Над мощным основанием водного льда кое-где поднимаются острые вершины, сложенные легким замерзшим азотом. Крупнейшая на карлике Равнина Спутника кое-где сверкает почти идеально гладкими участками, которые еще не успели покрыться трещинами и кратерами. «Неизвестно, что именно служит геологической силой, способной обновлять и сглаживать поверхность этого далекого замерзшего мира», — комментирует Сергей Попов. Ну, а мы, сделав последние снимки на память, отправляемся назад. Можно даже не устраиваться поудобнее. Обратная дорога слишком далека. Поэтому мы совершим прыжок через гиперпространство — и окажемся дома, на Земле, прямо сейчас.

Фото: PROJECT APOLLO ARCHIVE / NASA JSC, SPL / LEGION-MEDIA, ISTOCK, SPL / LEGION-MEDIA, NASA / JPL / UNIVERSITY OF ARIZONA, NASA / JPL-CALTECH / MSSS / SWRI / KEVIN M. GILL, NASA / JPL / UNIVERSITY OF ARIZONA, NASA/JPL-CALTECH/SPACE SCIENCE INSTITUTE, NASA / JOHNS HOPKINS UNIVERSITY APPLIED PHYSICS LABORATORY / SOUTHWEST RESEARCH INSTITUTE

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2019

Источник ➝

Ларнака

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

На острове Кипр я побывал зимой. В низкий сезон народу не много, что хорошо способствует изучению достопримечательностей острова без лишних толп туристов. Ближайшим к моему отелю крупным городом был город Ларнака. Он является третьим по величине городом на Кипре (после Никосии и Лимасола), с населением около 70 000 человек.

 

Ранее на месте города Ларнака, находился античный город-государство Китион (относится к позднему бронзовому веку). Сейчас Ларнака это курортный город с множеством отелей,  большим пляжем, а так же расположенным неподалеку аэропортом.

Муниципальная художественная галерея.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Фонтан у галереи.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Деревянный настил на пристани.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Стоянка яхт.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

И конечно, куда же без кошек, которых на Кипре везде очень много.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пляж.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Температура воды в море зимой на Кипре редко опускается ниже + 18 градусов, а температура воздуха + 15. Но, для купания весьма холодно, хотя не всех это останавливает.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Я же смог только промочить кроссовки )

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Достаточно крупные чайки тусуются на пляже.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Знак.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Набережная у моря.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Новогодняя елка на фоне портовых кранов.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Ларнакский форт. Был построен европейцами в XIV веке и перестроен турками в 1625 году для охраны гавани Ларнаки.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пушки внутри форта.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Церковь Святого Лазаря (898 год). Церковь названа в честь Лазаря, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После этого, из-за преследований, он был вынужден  покинуть Иудею и в 33 году перебрался на Кипр, где стал первым епископом Китиона.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Пробка в центре города.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Так выглядит полицейский участок.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Много раз вдел в Ларнаке вот такие шести дверные такси Мерседес.

Ларнака Архитектура, Фотография, Кипр, Путешествия, Длиннопост

Спасибо за просмотр!

 

Мой Instagram

«Учебное полотно» великого мастера - 2

Из-за размеров картины, которую Суриков писал на дому, ему даже пришлось поменять московскую квартиру, на которую он переехал, вернувшись из Красноярска осенью 1890 года, на большую по размерам. В декабре 1892 года Суриков сделал в работе над полотном перерыв, так как готовил к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Однако в начале 1894 года опять принялся за «своего Ермака». Причем сначала цветовая гамма картины была ярче. Но потом Суриков выбрал для нее тот самый мрачный колорит, в котором мы все ее теперь знаем.

Долгое время Ермак по полотну «кочевал», то «прятался» за другими казаками, то, в более поздних вариантах, напротив, был полностью отделен от своего воинства, и лишь в итоге художник нашел для него самое подходящее место.


Этюд «Стрелок». И посмотрите, как тщательно прописаны все детали, хотя сами по себе мазки этюда и несколько грубоваты. И зерцало, и шлем, и узорчатая сумочка на поясе – все очень реалистично!


Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено Суриковым в 1895 году, а уже в марте этого же года совет Академии художеств присвоил ему за него звание академика. Полотно купил государь-император за 40 тысяч рублей — самую большую сумму, которую когда-либо давали за картину кисти русского художника. Уже в апреле 1895 года был подписан царский указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и сюда же была передана эта картина. Третьякову (которому Суриков первоначально обещал это полотно) он все в том же 1895 году подарил копию картины меньших размеров (103×59 см).


Казак с ружьем. А тут так: сабля выписана исторически верно. А вот ружьецо-то осовременено лет так на двести, не меньше


Интересно, что В. Солоухин написал об этой картине в 1966 году, вернее, написал то, что о ней в разное время говорили экскурсоводы музея. Сначала – что Суриков хотел показать народ. Народ, народ и народ. Кругом народ. Ермак не выделен, окружен народом, находится в самом центре народа. Но за пятнадцать лет до этого, по его словам, говорилось иное: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана». (В. Солоухин. Письма из Русского музея, 1966 г.) Ну, так вот: всякому времени, свои песни и свой взгляд на вещи. Пройдет еще какое-то время, и новые экскурсоводы (возможно, это будет робот с милым женским голосом) скажет, что перед нами изображение типичного колониального разбоя и нетолерантное отношение более развитой нации к другой! Не дай бог, конечно, но кто знает, что может быть…


А вот здесь замок ружья выписан просто великолепно, так что мы даже можем определить его тип. Сегодня такие замки называют английским термином «шапхан». Известно, что русским оружейникам конструкция шапхана была известна, и на основе разработок иностранных мастеров они создали на ее основе «самопальное ружье», или «самопал». Оружие было не слишком тяжелым, что позволяло стрелять, просто уперев такой самопал в плечо

 


Известно, что ударные замки такого типа уже существовали в 1544 г., поскольку шапханы в это время уже применялись. Правда, в то время они еще не вытеснили колесцовые замки и фитильные. В начале XVII века о них писали как о наиболее удобных замках для охотничьих ружей, поскольку, мол, они всегда готовы к выстрелу и не выдают стрелка запахом дыма. А вот на поле боя все-таки лучше фитильный замок, поскольку он… надежнее


Толстые одежды из шкур, давали, пожалуй, аборигенам хоть какую-то защиту от холодного оружия. Но не от пуль! К тому же в то время пули на Руси не столько лили, сколько рубили – отливали пруток из свинца и рубили цилиндрики топором на полене. Круглые пули использовали главным образом на охоте, а вот в бой заряжали по три-пять таких вот «цилиндриков»! Именно поэтому некоторые характеристики русского огнестрельного оружия того времени трудно понять не специалисту. «Пять резов на гривенку» — это как? А так, что в ствол такого ружья войдет пять пуль, нарубленных из свинцового прутка общим весом в одну гривенку, то 204,75 грамма! Делим на пять и получаем 40 граммов — вес каждой «пули». Понятно, что точно в цель при выстреле «этим» попасть было нельзя, но это при попадании в тело раны были просто ужасающими. Именно поэтому, кстати, при стрельбе часто использовались А-образные стойки-опоры для очень тяжелого ствола, что мы как раз и видим на картине у Сурикова. Кстати, у крайнего слева стрелка, что пользуется этой подставкой, ружье как раз фитильное, так что… Суриков – молодец, только это и можно сказать.




Аркебуза фитильно-колесцовая, Южная Германия, Аугсбург, 1585 гг. Длина общая: 1160 см; калибр: 13 см; длина ствола: 700 см. Ружье казнозарядное. Ствол в казенной части с зарядной каморой с откидной крышкой, которая открывается с помощью рычага, расположенного у хвостовика. Рычаг выполнен в виде мужской головы. У хвостовика выбито клеймо аугсбургского ствольного мастера, работавшего в 1585 г. Крышка каморы фиксируется при помощи пружинной защелкой. В камору вкладывается металлическая гильза с затравочным отверстием и шпилькой, выступающей из донца. Шпилька обеспечивает жесткую фиксацию гильзы в канале ствола таким образом, чтобы затравочное отверстие гильзы всегда совмещалось с затравочным отверстием на стволе. То есть, по сути, здесь применялось патронное заряжание. Вот это прогресс! Ну а наличие заранее заряженных гильз могло дать значительную экономию времени при заряжании. Замок аркебузы комбинированный, сочетающий фитильный курок (серпентин) с курком колесцового замка. В случае отказа сложного колесцового механизма можно было использовать фитильный способ воспламенения заряда. Пороховая полка имела автоматически закрывающуюся крышку. Ключ для завода колесцового механизма не требовался. По-видимому, его взведение осуществлялось с помощью курка. Понятно, что это охотничье, богато декорированное оружие в руках у казаков оказаться не могло. Но что-то видом и устройством попроще… Почему бы и нет? (ГИМ, Москва)


Но это история. А сегодня у нас задача другая – рассмотреть, как именно, правильно или неправильно, Серов изобразил на своем полотне оружие и доспехи, что там из музея, а что… от лукавого?


Пушка вертлюжная XVIII в. Длина общая с винградом: 29 см; длина без винграда: 25,5 см; длина уключины: 26 см; калибр: 21 мм. Такие вот «орудия» вполне могли стоять и на судах у Ермака

 


Противники казаков вооружены луками, копьями, и только у одного арбалет, металлический щит и шлем. Ну, тут все точно так же, как было и у Кортеса с Писарро


Безусловно, основным типом замка на стрелковом оружии у стрельцов и казаков даже в 1585 году должен был быть фитильный замок. И совершенно правильно сделал художник, что никого из казаков не вооружил пистолетом – в то время колесцовые пистолеты были очень дорогим оружием и в Россию не экспортировались. То есть выбирать мы можем только из фитильного замка и замка-шапхана. Я бы, конечно, постарался показать стрелков с фитильными ружьями, но… тут уж художник не слишком погрешил против истины, всего-то 50 лет разницы. Ведь даже ополченцы и стрельцы 1612 года стреляли именно из фитильных ружей, поскольку именно тогда уже стали появляться и более совершенные образцы ружей с ударными замками – трофеи, отнятые у поляков и шведов.


На картине у одного из казаков мы видим топор. В коллекции ГИМа есть топор XVII в. Длина: 16,5 см (топор); ширина у лезвия: 95 мм (лезвие); длина древка: 36 см (топорище). Можно бревна на избу тесать, можно басурманам головы рубить!

 


Бахтерец первой половина XVI в. (ГИМ, Москва)

 


Бахтерец XVII в. (ГИМ, Москва)

 


Шишак. Западная Европа, Священная Римская империя Германской нации. Вторая половина XVI в. Высота: 29 см; диаметр основания: 23х21,5 см (ГИМ, Москва) Суриков многим казакам нарисовал красивые сабли. И это исторический факт. Иметь саблю в богатых ножнах было престижным, как золотую цепь на шее в минувшие 90-е у нас среди определенной категории населения. И сабли с такими ножнами в Россию и поставлялись, и производились на месте. Но и поставки были очень значительны. Персия, Турция – вот откуда к нам шли сабли с золотой насечкой на клинках и ножнами, украшенными кораллами, и бирюзой.


Палаш Скопина Шуйского (ГИМ, Москва)

 


Сабля князя Пожарского. XVII в. Длина: 105 см; длина клинка: 92 см Сталь, бирюза, стекло, золото, серебро, изумруды, чеканка (ГИМ, Москва)

 


Суриков Василий Иванович (1848-1916)


И в качестве итога: пожалуй, эту картину Сурикова должно считать тем самым образцом для подражания, на который должен, по идее, равняться каждый художник-баталист, кому пришло в голову писать похожие по размерам полотна. И писать именно так, хотя сегодня можно портреты нужных людей, равно как и изображения оружия и доспехов, получить при помощи Интернета!

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Куликовская битва в образах и картинах
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма
«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Картина дня

))}
Loading...
наверх